Сорокосвятская церковь — газетная вырезка

40-1400-14

В одном из живописных мест города Переславля-Залесского, в устье реки Трубеж, стоит «Сорокосвятская» церковь. Время её основания точно не известно и датируется примерно началом XVII века. В патриарших окладных книгах храм Святых Сорока Мучеников в Переславле-Залесском числился в 1625 году. Изначально храм был деревянным, в 1725 году он обветшал и был перестроен священником Иоакимом на новый деревянный храм. Новый простоял недолго и уже в 1755 году благодаря купцам Иоанну и Максиму Шелягиным на его месте был построен каменный, из скромного внутреннего убранства которого можно было выделить только добротный иконостас. И уже только в ХХ веке, при священномученике Евгении Елховском, прослужившем в храме 12 лет (1895-1907), пол был выложен плиткой, а стены и своды покрыты росписью, фрагменты которой сохранились и до наших дней.

В 30 годах XX века, в этот тяжелейший для Церкви исторический период, приход церкви составлял более 150 человек но, несмотря на это, указом советской власти, храм был закрыт и опечатан, а последний его настоятель, протоирей Леонид (Гиляревский), который был благочинным переславского района, в скором времени репрессирован и расстрелян. Сам же храм стали готовить к сносу, и для этого было даже завезли необходимое количество взрывчатки. Но рыбакам удалось отстоять свою церковь, мотивировав это тем, что она служит им маяком и ориентиром при возвращении в устье. Благодаря этому и своей необычной архитектуре «Сорокосвятской» церкви удалось избежать печальной участи, постигшей в то время многие храмы города. Церковь простояла не разорённой вплоть до 1965 года, благодаря хранящему ее в неприкосновенности старосте Петру, и только после его смерти храм был разграблен. Люди видели как в повозку загрузили все иконы и увезли в неизвестном направлении. В местный музей они не попали. Некоторые прихожане помнят, что во времена их детства, внутри храма было сложено много парчовых облачений, старинных подсвечников и другой церковной утвари. Но всё это со временем исчезло.

Затем в церкви были, поочередно сменяя друг друга, сначала библиотека, затем слесарные мастерские и наконец спасательная станция.

Лишь в 1995 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. Настоятелем был назначен священник Иоанн (Герасимов). Отец Иоанн родился и вырос в городе Виннице в Украине, учился и получил профессию «Огранщика алмазов бриллиантов», и там же в техникуме познакомился со своей будущей матушкой. Но Господь судил иначе, ему суждено было стать «Огранщиком душ человеческих». В скором времени семья Герасимовых переезжает в Сергиев Посад, и по благословению духовного отца Владимира Иоанн принимает священство.

Приехав в Переславль, отец Иоанн принял храм в плачевном состоянии. Зимний предел был поделен на семь комнат, внутри же находилась компрессорная станция для заправки кислородных баллонов. Жить было негде, и они с матушкой Еленой поселились в церкви, в спасательских комнатах, в зимнем пределе. В храме они прожили четыре года. Чтобы заработать доски для ремонта церкви приходилось ходить на заготовку леса. Рядом с церковью они развели огород, держали четырёх коз. Несмотря на то, что под спасательную станцию было выделено место на другом берегу, переезжать никто не торопился, пришлось отцу Иоанну самому выносить вещи к реке, откуда их уже забирали работники спасательной станции. Многие спасатели очень бережно относились к храму, не ругались матом, не пили — им нравилось, что они работают под куполом храма.

Постепенно отношение к вере и церкви менялось, и благодаря помощи местных жителей церковь была отремонтирована. Отцу Иоанну была выделена земля под строительство дома. Сейчас у них с матушкой шестеро детей, три мальчика и три девочки.

В начале храм готовился к богослужению, служились молебны, панихиды, а на Пасху в 1996 году в храме была проведена первая Пасхальная литургия. «Было очень много народа, у всех на лице была двойная радость — радость Святой Пасхи, и радость ожившего храма. Сердца большинства людей просто ликовали, жизнь прихода в ту Пасхальную ночь действительно воскресла. В этом богослужении ощущалась какая-то особенная связь между прошлым и настоящим.» — вспоминает отец Иоанн.

С момента открытия «Сорокосвятской» церкви каждый четверг вечером, кроме Светлой Седмицы и Великого поста, читается акафист в честь Святых Сорока мучеников. Прихожане очень любят посещать это богослужение, в котором прославляется подвиг и страдание Святых мучеников.

Каждый год на шестое воскресение по Пасхе (память Св. отцов 1-го вселенского собора) совершается крестный ход к Плещееву озеру и реке Трубеж для освящения воды. В прошлые века этот праздник был очень почитаем. Вот как его описывает в 1820 году граф Дмитрий Иванович Хвостов: «Из бывшего городского Собора духовенство с крестным ходом в девять часов утра отправляется на реку Трубеж, где сев на лодки плывёт к набережной «Четыредесятской» церкви. По совершении здесь Божественной литургии, садится в священном облачении с иконами в лодки при пении молебна и достигает середины озера на двенадцати судах и более. Градский глава, магистрат, судьи, чиновники, дворяне, старики, женщины — все с весёлым духом и в богатых платьях плывут по озеру. Множество пылающих свеч, благовоние кадил, изливающееся в воздухе на занимаемом пространстве, при ясном времени в весеннюю погоду, на большом числе судов разнообразие лиц, одежд, возраста и пола людей производят над чувствами зрителя — очаровательное действие…» По окончании крестного хода рыбаки угощали всех разнообразной копчёной рыбой. Этим праздником освящалось всё, что связано с озером: рыболовство, лодки, купание.

Место постройки «Сорокосвятской» церкви рядом с озером очень символично. Сорок мучеников страдали в озере и наши предки на берегу нашего Плещеева озера построили этот красивый храм. Господь благословил и наш храм частицами мощей Святых Сорока Мучеников Севастийских.

Так сложилось, что в храме Святых Сорока Мучеников Севастийских многие переславцы принимают Святое Крещение. С 1995 года по 2015 в храме отцом Иоанном было крещено свыше семи тысяч человек — очень радует то, что многие люди находят дорогу к Богу. А храм именно то место, где человек встречается с Богом. Пусть Господь благословит всякого входящего в храм Божий. Пусть человек зашедший в храм выйдет из него преображенным, просветленным, добрым, верующим, любящим, милостивым, открытым. Пусть всегда в его сердце живёт Бог!

Материал из газетной вырезки