Православному христианину непросто без святой иконы творить молитву к Господу – образы Спасителя, Богородицы и Святых угодников одним взглядом на них оживляют в душе то, что верующий человек принял в себя через Святое Крещение.
Росписи стен храма являются особенным даром Господа верующим, потому что человек переступая с благоговением порог украшенной церкви, оказывается внутри святого образа Царствия Божия и Евангельских событий – все, на что обращен взгляд, есть святая икона.
Какой это непростой труд кистью и краской сотворить гармонию на поверхности сводов храма в полной мере знают художники и пастыри с прихожанами, на глазах которых это чудо свершилось.
Украшение храма есть также воплощение истинной пастырской заботы. В начале двадцатого века в нашей церкви служил Священномученик отец Евгений (Елховский) – по его замыслу стены были впервые расписаны и храм преобразился. Сейчас, после десятилетий разрушений советской эпохи, сохранилось мало от этого труда живописца Василия Петровича Шманаева, в который вложили также свои силы староста храма Иван Васильевич Дыбцына, благодетель Василий Иванович Носков и многие прихожане Рыбацкой Слободы Переславля.
По молитвам Святого Евгения Переславского благословение Господне вновь пришло в храм Святых Сорока Мучеников Севастийских – в 2013 году началась роспись теплого придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К работе приступили художники из города Ижевска.
Целое лето службы проходили только в одном приделе, пожилым прихожанам было трудно стоять в тесноте, но все видели воочию, как за сутолокой строительных лесов наполнялись жизнью святые образы.
К престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы все работы в теплом приделе были закончены, но незамедлительно начал расписываться главный алтарь в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников, который был закончен к февралю 2014 года.
Находясь в Храме, не просто близко в деталях разглядеть, что в изображении лика Святого через труд художника привнесен неповторимый характер, и увидеть, что каждый из Святых угодников Божиих по-своему чувствует и переживает. Сделанные фотографии нам помогают приблизиться к этому.
О сотворенном труде в Храме Святых Сорока Мучеников Севастийских рассказывает Дмитрий Никулин – один из художников.
Несколько слов о нас
«Ижевский артефакт» — это товарищество единомышленников, работающих в области церковно-прикладного искусства. Нашу мастерскую сложно назвать организацией, в традиционном значении этого слова, скорее это творческая лаборатория, союз профессионалов, объединяющий в себя мастеров, работающих в разных направлениях и искренне любящих свое дело.
Костяк нашего коллектива сплотился вокруг замечательного человека и талантливого художника Василия Николаевича Морозова. Каждый из нас, кто раньше, кто позже стал пробовать свои силы в направлении церковного искусства, но знаковым событием, стало, конечно, открытие иконописной школы «Ставрос». В сентябре 2009 года по благословению отца Виктора (Костенкова) начались первые занятия в учебном классе при Казанско-Богородицком храме города Ижевска.
Уже через год, мы попробовали свои силы в росписи, ставшего нам родным, Казанского храма. Дальше – больше, появились заказы из других приходов, как на письмо икон, так и на стенопись. За эти несколько лет, что существует наш коллектив, мы приняли участие в храмовых росписях и письме иконостасов для тринадцати храмов в Удмуртии и за ее пределами.
В своем творчестве, мы стремимся работать в рамках канона и придерживаться традиционной для русских иконописцев византийской манеры, так называемого «Рублевского стиля». По нашему общему мнению, именно этот стиль, наиболее полно и глубоко, может отразить всю красоту мира Горнего, Небесного Иерусалима.
В зависимости от сложности того или иного проекта, за который мы беремся, количественный состав участников может меняться, неизменным остается принцип, которого мы придерживаемся — делать свою работу максимально качественно и с полной отдачей.
В настоящий момент «Ижевский артефакт» объединяет в себе иконописную, мозаичную и столярную мастерские.
Для нас стало большой неожиданностью и великой честью, когда мастерскую пригласили принять участие в росписи храма Святых Сорока Мучеников Севастийских Переславля-Залесского. Город находится в самом центре «Золотого Кольца», где совсем рядом существуют и успешно работают такие древнейшие иконописные центры как Сергиев Посад, Ярославль и Кострома, даже в самом Переславле, есть храмы, расписанные артелью гениального Гурия Никитина. Эти обстоятельства, помимо ответственности, необходимой при письме икон, поскольку такой род творчества приравнивается к служению, предстоянию перед Богом, лишь добавляют особую, художественную ответственность за конечный результат нашего труда. Приступили к работе по росписи «зимнего храма» в начале лета 2013 года и завершили их к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
Работа по росписи храма началась с подробной и обстоятельной беседы с настоятелем отцом Иоанном, который высказал нам свои пожелания как по общей концепции, так и по отдельным сюжетам, после чего последовала кропотливая работа по созданию программы росписи и проработке основных композиций. По желанию заказчика, ключевой композицией «зимнего» придела стал сюжет мученического подвига Святых Сорока Севастийских Воинов, вокруг которого располагаются сюжеты, посвященные Царице небесной, поскольку в этой части храма находится придел, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы.
Вторым этапом работы, стала роспись главного алтаря храма, в котором отражены последние земные дни Христа-Спасителя: Святая евхаристия, моление о чаше, крестная смерть, положение во гроб. Царские врата символизируют врата рая, а сам алтарь является прообразом царствия небесного, поэтому по бокам от царских врат написаны фигуры верховных апостолов Петра и Павла, встречающие пришедших на службу.
Над святым престолом, изображен младенец Христос на дискосе, символ бескровной жертвы, совершаемой на каждой литургии.
По технике исполнения, выполненная работа, представляет собой роспись акриловыми красками по сухой штукатурке. Современные акриловые материалы позволяют создать эластичную и одновременно “дышащую” поверхность.
В разное время, в росписи приняли участие: Морозов Василий Николаевич, Никитин Сергей, Денисов Александр, Веревкин Максим, Никулин Дмитрий, Байкова Галина, Завьялова Юлия, Мизирева Анна, Ельцова Ольга, Шарапова Татьяна, Иванова Галина, Гузаева Марина, Дуплянкина Алена.
Спаси, Господи, всех труждающихся для благолепия дома Твоего