С первой недели Великого Поста по установлениям Православной Церкви особым образом начинается предуготовление наших душ к восприятию Страстей, понесенных нашим Спасителем Иисусом Христом, и Его Светлого Воскресения. Помимо отступления от привычного рациона в пище телесной, в духовной сфере в эти святые дни стоит сделать главным для себя посильное усиление молитвенного труда через посещение церковных богослужений, обращение ко всем четырем Евангелиям и каждодневного чтения по кафизме Псалтыри с поминовением живых и усопших наших ближних.
Этот созидательный путь Великого поста с каждым годом, веком, тысячелетием приносит в человеческий мир неповторимую и несравненную ни с чем радость восстания человека вместе с Богом от тленной смерти к вечной жизни. Каждый уверовавший человек, принявший эту Истину Христову с чистым сердцем, делится этой вестью обращения великой скорби в несравненную радость через свои посильные труды по дарованным Богом талантам.
В современном наследии Православной Церкви есть духовное произведение, объединяющее многовековые Православные литургические традиции с Евангельским текстом на русском языке Синодального перевода Библии и симфонической музыки, обладающей большими возможностями выражать чувства и переживания человеческой души – это оратория «Страсти по Матфею», автором которой является Высокопреосвященный митрополит Русской Православной Церкви.
Союз человеческих душ во главе с Богом – вот, что есть Православная Церковь Христова, где от сердца к сердцу передается любовь, сопереживание, посильная помощь и внимание. В 2017 году приход храма в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников Переславля-Залесского получил от прихода Московского храма в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке ценный дар – возможность опубликовать на приходском сайте для общего доступа ораторию «Страсти по Матфею», которая своей целью ставит донести до чувств внимательного и ищущего человека величину жертвы, принесенной Господом нашим Иисусом Христом за наше искупление от греха. Этот дар получен с благословением Настоятеля этого прихода и автора этого произведения митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), в том числе как дань уважения памяти митрофорного протоиерея Владимира (Елховского), бывшего отцом-настоятелем храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Брюсовом переулке Москвы, в котором Владыка Иларион начинал свое служение Церкви. 31 июля 2017 года стало датой особой – минуло сорок лет преставлению отца Владимира, которому Господь подал совершить много трудов на благо Церкви и нашей Родины.
Спаси Господи, Владыку Илариона, клир и прихожан храма в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», музыкантов и исполнителей этого произведения за понесенные труды во Славу Божию ради того, чтобы больше сердец человеческих нашли свой путь ко Христу-Спасителю.
Со святыми упокой, Господи, душу протоиерея Владимира и святыми его молитвами прости наши прегрешения
Совет первосвященников, предательство Иуды
- Композиция 1
ХОР: Плач священный, приидите, воспоим Христу. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:1-5): Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе.
ХОР: Господи, Боже мой! Воспою Тебе надгробную песнь. Аллилуйя.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:14-16): Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.
ХОР: Плачет и рыдает Матерь Твоя. Аллилуйя.
-
- Композиция 2
- Композиция 2
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:17-19): В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
ХОР: На вечери Твоей, Христе Боже, глаголал еси Твоим учеником: един от вас предаст Мя. (На вечери Твоей, Христе Боже, Ты сказал Своим ученикам: один из вас предаст Меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:22-25) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви’? Иисус говорит ему: ты сказал.
ХОР: Скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их: не аз ли, Господи? Иуда же вопроси: не аз ли, Равви? Глагола Иисус: ты рекл еси, Иудо. (Весьма опечалившись, они начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Иуда же спросил: не я ли, Равви? Иисус отвечал: ты сказал, Иуда.)
Иисус на Тайной вечери
- Композиция 3
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:26-29): И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
- Композиция 4
ХОР: Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от слова научившеся, Его же величаем. (Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на высоком месте, верные, придите, насладимся, возвышенными помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем.)
Предсказание об отречении Петра
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:31-35): Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Иисус в Гефсиманском саду
- Композиция 5
МЕЦЦО-СОПРАНО: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. (Чертог Твой уготованный вижу, Спаситель мой, но не имею одежды, чтобы войти в него.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:36) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
МЕЦЦО-СОПРАНО: Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. (Просвети одежду души моей, Податель света, и спаси меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:37-39, 40-46): И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна. Еще отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
- Композиция 6
ХОР И РЕЧИТАТИВ (тенор): Днесь Зиждитель небесе и земли глаголаше Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мя, да никтоже отвержется Мене, видя Мя на Кресте посреде двою разбойнику: стражду бо яко человек, и спасу яко Человеколюбец в Мя верующия. Днесь Зиждитель небесе и земли глаголаше Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мя, да никтоже отвержется Мене, видя Мя на Кресте посреде двою разбойнику: стражду бо яко человек, и спасу яко Человеколюбец в Мя верующия. (Сегодня Создатель неба и земли сказал Своим ученикам: приблизился час, и пришел Иуда, предающий Меня. Никто пусть не отречется от Меня, видя Меня на Кресте между двух разбойников, ибо Я страдаю как человек, но спасу как Бог верующих в Меня.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:47-56): И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
“Блаженны нищие духом…”
- Композиция 7
ХОР: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущие правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (В Царствии Твоем вспомни нас, Господи, когда придешь в Царствии Твоем. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.)
Иисус на суде Каиафы
- Композиция 8
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:57-68): А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец, пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
«Одеяйся светом яко ризою…»
- Композиция 9
ХОР: Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Его же трепещут всяческая. Тому поклонимся. (Тот, Кто облекается в свет, как одежду, стоял без одежды на суде, и претерпел пощечины от рук, которые создал, а беззаконные люди пригвоздили на кресте Господа Славы. Тогда разорвалась завеса в храме, солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемого Бога, перед Которым все трепещет. Ему поклонимся.)
Отречение Петра
- Композиция 10
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 26:69-70, 71-75): Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там, и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
БАС: Боже, очисти мя и спаси мя.
«Кий тя образ, Иудо…»
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:1-5): Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
- Композиция 11
ХОР: Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость. (Каким образом, Иуда, ты сделался предателем Спасителя? Или Он отлучил тебя от собрания апостолов? Или лишил дара исцелений? Или, пригласив их на вечерю, тебя отверг? Или их ноги умыл, а твои презрел? О, о скольких благах ты позабыл! И изобличается твоя неблагодарность, проповедуется же Его долготерпение и великое милосердие.)
Иисус перед Пилатом
- Композиция 12
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:11-26): Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
- Композиция 13
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:27-31): Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
Распятие
ХОР: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом. (Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:32): Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
ХОР: Да молчит всякая плоть человеча, и ничтоже земное в себе да помышляет. (Да молчит всякая плоть человеческая и да не помышляет ни о чем земном.)
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:33-34): И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
ХОР: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. (Ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы принести Себя в жертву и отдать Себя в пищу для верующих. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.)
Иисус на Кресте
- Композиция 14
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:35-37): Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
ХОР: Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое воскресение Твое славим.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:38-50): Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
- Композиция 15
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
«Тебе поем…»
- Композиция 16
ХОР: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися Боже наш. (Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.)
Землетрясение
- Композиция 17
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:51-53, 54, 55-56): И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Плач Богородицы
СОПРАНО: Сын Мой и Бог Мой. Жизнь Моя и Надежда угасе на Кресте. Радость Моя и Свет Мой во гроб сниде. Сын Мой и Господь Мой, свет очей Моих, сладчайший Мой Иисус. Радость Моя, весна Моя, солнце Мое зайде. Сын Мой и Бог Мой во гроб сниде. (Сын Мой и Бог Мой, Жизнь Моя и Надежда Моя угасла на Кресте, Радость Моя и Свет Мой сошел во гроб. Сын Мой и Господь Мой, свет очей Моих, сладчайший Мой Иисус, радость Моя, весна Моя, солнце Мое закатилось. Сын Мой и Бог Мой сошел во гроб.)
«Не рыдай Мене, Мати…»
- Композиция 18
ХОР: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия. (Не рыдай обо Мне, Матерь, видя Меня во гробе – Сына, которого Ты непорочно зачала. Ибо я воскресну и прославлюсь и как Бог вознесу со славою тех, кто непрестанно с верой и любовью Тебя величает.)
Погребение Иисуса
- Композиция 19
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:57-58, 58-60): Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
ХОР: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи, но тридневен воскресл еси Господи, даруяй мирови велию милость. (Благообразный Иосиф, сняв с Креста пречистое Твое Тело, обвил Его плащаницей и, умастив благоуханиями, положил в новом гробе, но через три дня Ты воскрес, Господи, даруя миру великую милость.)
- Композиция 20
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:61): Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
ТЕНОР: Господи Боже мой, надгробную песнь Тебе воспою, во ад сошедшему, исходную песнь Тебе воспою, смерть умертвившему. (Господи Боже мой, надгробную песнь воспою Тебе, сошедшему в ад, песнь исхода воспою Тебе, умертвившему смерть.)
Стража у гроба
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:62-64): На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
- Композиция 21
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 27:65-66): Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
ХОР: Сошел еси во ад, Христе Боже, и смертию смерть поправ, воскресл еси тридневен. (Ты сошел в ад, Христе Боже, и, смертью смерть поправ, воскрес в третий день.)
Воскресение Христово
- Композиция 22
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 28: 1-7): По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
ХОР: Воскресни, Боже.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 28: 8): И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
ХОР: Воскресни, Боже.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 28: 9-10): Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
ЕВАНГЕЛИСТ (Мф. 28: 16-19): Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
«Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем»
- Композиция 23
ХОР: Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем. Аллилуйя, слава Тебе.
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам»
В Навечерие Богоявления на 9-ом часе в православных храмах у Престола Славы Божией читается этот отрывок послания Святого Апостола Павла Титу, которое сочетает нашу жизнь со смыслом спасительной жертвы Бога, сотворенной Им ради Своих творений.
Помоги нам, Господи, найти свое покаяние и спасение в ограде храма Божия
Об авторе и исполнителях оратории «Страсти по Матфею»
Митрополит Иларион (Алфеев) родился в I 966 году в Москве
Обучался в Московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных (Класс композиции В.Б.Довганя) и на композиторском отделении Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс профессора А.А.Николаева).
С 1987 года — священнослужитель Русской Православной Церкви, С 2002 года — епископ.
Автор более 700 публикаций, включая 20 книг, переведенных на многие языки мира
Автор музыкальных произведений, в числе которых вокальный цикл «Четыре стихотворения Ф.Гарсиа Лорки» для тенора и фортепьяно (1984), Произведение для хора «Божественная литургия» и «Всенощное бдение» (2006), оратория «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра (2007), «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра (2007), симфония «Песнь восхождения» для хора и оркестра (2008).
С 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Владимир Федосеев — художественный руководитель и главный дирижер государственного академического большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского с 1974 года. За годы работы с В.Федосеевым БСО имени Чайковского завоевал международную славу, став одним из ведущих оркестров мира и символом великой русской музыкальной культуры.
С 1997 по 2006 гг. В.Федосеев — главный дирижер Венского симфонического оркестра, с 1997 г. — постоянный гостевой дирижер оперного театра Цюриха, с 2000 г. — первый гостевой дирижер оркестра Токийской филармонии. В.Федосеев работает с оркестром Баварского радио (Мюнхен), национальным филармоническим оркестром Французского радио (Париж), оркестром Финского радио, Берлинским симфоническим и Дрезденским филармоническим, оркестрами Штутгарта и Эссена (Германия), Кливленда и Питтсбурга (США). Со всеми коллективами Владимир Федосеев добивается высочайшего исполнительского качества.
Обширный репертуар дирижера включает сочинения разных эпох — от старинной музыки до творческого наследия наших дней.
Владимир Федосеев награжден российским орденом «за заслуги перед отечеством» II степени, орденом Святого Владимира, серебряным крестом Австрийской республики и орденом «Почетного креста I степени» за заслуги в области культуры Австрии, золотой медалью Международного общества Густава Малера, Орденом преподобного Сергия Радонежского II степени
Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского был создан в 1930 году как первый симфонический коллектив Советского Союза.
В разное время оркестром руководили выдающиеся дирижеры: Александр Орлов, Николай Голованов. Александр Гаук, Геннадий Рождественский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером БСО является Владимир Федосеев, который сформировал особый эмоциональный почерк оркестра, сделал его узнаваемым среди других коллективов и принес оркестру мировую известность.
В свое время оркестр явился первым исполнителем произведений выдающихся русских композиторов Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Н.Мясковского, А.Хачатуряна, Г.Свиридова, дал жизнь многим замечательным сочинениям современных авторов.
С 1995 года оркестр носит великое имя Петра Ильича Чайковского, присвоенное ему за подлинную глубокую интерпретацию сочинений русского классика.
На протяжении 80 лет оркестр держит высокую исполнительскую планку, являясь одним из наиболее известных и авторитетных симфонических оркестров России, одним из лучших оркестров мира.
Дискография оркестра включает в себя сотни записей от Моцарта и Бетховена, Чайковского и Малера, до современной музыки.
В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира.
Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. На Пасху в 1919 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.
3 января 2010 года, в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения в Успенском соборе святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возродить историческое имя Московского Синодального хора на базе хора храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.
Возглавляет коллектив — заслуженный артист России Алексей Пузаков. Состав хора насчитывает более 80 певцов. Целью хора является сохранение и развитие лучших традиций богослужебного церковного пения в московских храмах, а также популяризация этого искусства среди самых широких слоев общества: работа с детьми и молодежью, сотрудничество с государственными музыкальными учебными учреждениями, проведение концертов, фестивалей и конкурсов в разных возрастных группах. Регулярно проводятся репетиции и концертные выступления.
Все материалы публикуются с благословением Правообладателей для свободного частного использования в просветительских целях. Копирование для публикации, тиражирования без согласования с Правообладателями не допускается – все права защищены