Исторический обзор эпохи Святых Сорока Мучеников Севастийских

В житии Святых Сорока Севастийских Мучеников подробно изложены страдания, единодушно перенесенные в холоде ледяной воды, что понятно и близко для православных верующих России, знакомых с невзгодами суровых зим, но важно также знать и понимать, какие исторические обстоятельства стали основой преломления человека под воздействием Веры во Спасение Христово. Особенное видится в том, что это подвиг христианских мучеников, вышедших из римской культуры завоеваний – рядов воинов-легионеров, чьими руками был казнен Христос, чьими руками творились гонения на Церковь Христову без малого три века.

История существования Римской империи продолжительна и многообразна в череде судеб народов, людей, событий внешней и внутренней политики – эти обстоятельства имеют упоминание в житии Святых Севастийских Мучеников.

Святые воины были родом из Каппадокии – области, которая находилась в ту эпоху под римской властью (территории современной Турции), выходцы из которой приняли свет Апостольской проповеди в день Сошествия Святого Духа на Апостолов Иерусалиме и понесли Христианское Благовестие уже в первом веке от Рождества Христова.

 Набор в легионеры производился римской властью преимущественно из крестьянской среды – требовались упорные, терпеливые мужчины, приспособленные к физическому труду и трудностям военных переходов, дисциплинированные и способные к обучению. Для сплоченности рядов воинского подразделения сохранялось землячество по месту набора, и вместе с приобретаемым опытом из среды новобранцев назначались старшие и командиры. Для призванных на службу в легион предоставлялась возможность оторваться от земли и увидеть мир – ведь уклад крестьянских хозяйств того времени не предполагал мобильности. С этими новыми возможностями в жизнь приходит риск, чувство власти человека, взявшего в руки оружие, которая меняет многое в людях – что-то ставится под сомнение, что-то погибает вместе с потрясениями и соблазнами, а что-то полученное в детстве становится незыблемым. Для святых воинов это была вера во Христа, подтверждаемая сотворенной гармоничной красотой их родины, которая со временем взрастила великих учителей Церкви, таких как Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

HillRockTreeRockCowboy

whiterock sandwall2

Святые пользовались воинским почетом и уважением, заслуженными доблестью в значимом сражении римской армии – об этом в житии сказано через их призыв друг к другу о сплочении духа, как в былой кровопролитной битве. Если сопоставить эти слова с военными хрониками тех лет, то из них станет известно о том, что на своих восточных границах Римская империя несколько веков вела войны с Персией (современный Иран). В 295-298 годах состоялась череда побед римского императора Галерия, которая обеспечила сорокалетний мир в этом противостоянии. Вероятнее всего, это была переломная битва при Ктесифоне 296 года, очень важная и знаковая тем, что в предыдущий 295 год римская армия под предводительством самого императора потерпела поражение в сражении за этот город.

Если в крайних битвах той войны Святые воины были уже обученными солдатами, то им должно было быть не менее 19-20 лет, что дает основание предполагать, что в 320 году, совершая свой подвиг во Христе, воины действительно были заслуженными и опытными ветеранами-наставниками, пользующимися уважением среди легионов Римской империи. Это очень важный момент, характеризующий зрелость мировосприятия, объясняющий полную осознанность в решении пострадать за свою Веру со стороны человека, перешагнувшего сорокалетний рубеж своей жизни. За прошедшие двадцать лет с той битвы воины сумели не только состояться как профессионалы своего служения, но и пройти труд внутреннего делания через приобщение к истине Христовой. Именно поэтому так важно было сломить этот дух братского общежития, именно за это боролись приверженцы языческого пантеона.

Коварство и жестокость гонений христиан были действительно ожесточенными и усилены политическими расчетами. В начале четвертого века Римская империя, разделенная на четыре части, переживала период внутренних раздоров. Сбор империи под единое управление принял на себя Святой император Константин Великий, принявший и исповедовавший Христа, который на первых шагах своего правления опирался на союз с императором восточной Римской империи Лицинием (Ликинием), приверженцем язычества. Одним из плодов этого политического союза был Миланский Эдикт 313 года о веротерпимости, совместно подписанный правителями, и который был направлен на улучшение положения христиан.

Семь лет до 320 года действовал закон, формально закрепляющий свободу совести вероисповедания – это был достаточно долгий период для того, чтобы человеку убедиться в его действии и решиться на открытие своей приверженности христианским заповедям после трех веков преследований. Но для восточной империи это не означало, что последствия прежних конфликтов и неприязни были позади – многие из наместников в провинциях продолжали негласные гонения христиан, пользуясь своими властными полномочиями и симпатиями императора Лициния. Одними из убежденных языческих ревнителей были Агриколай, с 303 года ставший правителем Севастии, и Лисий, назначенный дуксом (правителем военного округа — дуката) города Саталы. В это время их назначили в Понтийскую провинцию именно для борьбы с христианством, и первым результатом их деятельности была расправа со Святыми мучениками Евгением, Кандидом, Валерианом и Акилой из Трапезунда. С христианами из воинских подразделений наместникам приходилось проявлять осмотрительность до той поры, пока император Лициний не сделал свой выбор.

Политический союз Константина и Лициния трансформировался в неприязнь, и не в последнюю очередь из-за продолжающихся притеснений христиан в восточной Римской империи, на территории которой находилась Святая Земля. Стороны понимали неизбежность войны и в 320 году Лициний решил начать подготовку к ней через объединение вокруг древних римских традиций «обожествления» правящего императора – именно поэтому войска получили приказ о проведении присяги с принесением идольской жертвы, от которой отказались Святые Севастийские Мученики. Это был расчетливый шаг, преследовавший цели повышения лояльности войск через раздачу наград исповедавшим языческий культ, и повод избавиться от христиан, способных по мнению правителя отказаться от войны с войсками Святого императора Константина Великого.

Вероятно, что переменилось отношение и к мирному населению восточной империи – можно предположить рост подати ради сбора средств на войну, которые в отношении христиан могли быть установлены на грабительском уровне, разоряющим семьи. В житии Святых есть подвиг матери младшего из воинов Мелитона, которая помогла своему сыну в страданиях и получении Святого венца Мученика. Это не просто объяснить, исходя из исторических сведений, и можно только предполагать, как это могло произойти, если римскому легионеру запрещалось обзаводиться семьей и тем более находиться рядом с родителями. Вероятно, что женщина, имя которой не сохранилось, могла прийти от разоренного государственными податями и произволом семейного очага в Каппадокии в поисках своего сына, пройдя по зимним горным дорогам более трехсот километров в Севастию, где многие годы был расквартирован легион «Fulminata», в котором служили каппадокийцы. От того, что в житии нет описания деталей обстоятельств, объясняющих как это могло произойти, нет оснований сомневаться в истинности совершенного духовного подвига материнской любви ради спасения души своего ребенка.

В 324 году, через четыре года после подвига Святых Севастийских воинов, армия Лициния была повержена войсками Константина Великого, и Римская Империя стала единым христианским государством, что открыло людям сокровища пребывания на земле Спасителя, находящиеся под спудом во Святой Земле Израиля. Усилиями Святой Елены, матери императора Константина был обретен Святой Крест Господа и христианские храмы стали возводится на лике земли с благолепием, подобающим Истине Слова Христова.

Если подытожить даты, духовное становление Святых Севастийских Мучеников происходило на фоне следующей череды исторических событий:

  • 296-298 годы – Битвы при городах Ктесифон и Саталы, трудная победа римского императора Галерия, обеспечившая последующие 40 лет мира с персами для Римской империи.
  • 313 год – Миланский эдикт о веротерпимости по отношению к христианам. Издан Святым Константином Великим и Ликинием для западной и восточной Римских империй
  • 320 год – год страдания Святых Сорока Мучеников Севастийских за свою веру во Христа-Спасителя
  • 324 год – Победа Константина Великого в войне с Лицинием, начало утверждения и становления христианской государственности
  • 325 год – Первый Вселенский собор, утвердивший столпы Христианской Церкви и основы Византийской цивилизации, наследниками, которой является Российское государство и Русская Православная Церковь.
  • В 2020 году минует семнадцать веков с того момента, как в памяти верующих людей существует образец единодушной, истинной веры во Христа Святых Сорока Севастийских Мучеников. Этот подвиг находит свое воплощение в Храмах и судьбах людей. Каждый из переступивших порог Храма Переславля-Залесского в честь Святых Севастийских Мучеников по вере своей получает частицу этой бесконечной благодати, дарованной Господом нашим Иисусом Христом — в этом есть продолжение истории Святых Сорока Мучеников Севастийских.

Church

В Русской Православной Церкви немного храмов, освященных в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников, но и это есть подлинное подтверждение того, что душа нашего народа за многие века сроднилась с историей Святых воинов, и внесла вклад в продолжение совершенного Подвига Веры

 1.     Храм Сорока Мучеников Севастийских в городе Трире, Берлинско-Германская епархия

2.     Храм Сорока Мучеников Севастийских города Волгограда

3.     Храм Сорока Мучеников Севастийских города Камышлова

4.     Храм Сорока Мучеников Севастийских в Спасской слободе города Москвы

5.     Храм Сорока Мучеников Севастийских города Саратова в поселке Жасминный

6.     Храм Сорока Мучеников Севастийских станицы Каневская

7.     Храм Сорока Мучеников Севастийских хутора Шевченко

8.     Храм Сорока Мучеников Севастийских города Конаково

9.     Храм Сорока Мучеников Севастийских города Переславль-Залесского

10.   Храм Сорока Мучеников Севастийских города Печоры

11.   Храм Сорока Мучеников Севастийских города Саранска

12.   Храм Сорока Мучеников Севастийских села Мендерское

13.   Храм Сорока Мучеников Севастийских поселка Лебяжья поляна

14.   Храм Сорока Мучеников Севастийских села Кокшаровка

15.   Храм Сорока Мучеников Севастийских поселка Рябиновка

16. Приход храма Сорока мучеников Севастийских села Костыки, Белоруссия

Глубокая молитвенная благодарность Наталии Цьоме за предоставленные уникальные авторские фотографии Каппадокии

В докладе на миссионерской конференции «Ставрос», состоявшейся в июне 2017 года, известный православный апологет Александр Леонидович Дворкин рассказывает о Равноапостольном императоре Константине Великом. В этом докладе можно подчерпнуть исторические знания о эпохе начала IV века, когда был совершен подвиг Святых Сорокамучеников, увидеть первые шаги становления христианской цивилизации, понять условия, в которых Церковь стала воплощать свою спасительную миссию гуманизма при поддержке государства, и услышать взвешенные аргументы в пользу такого созидательного сотрудничества.