Первый гимн
Припев:
Мученики, хлад терпевшие
И лед от своих гонителей, —
Венцами Царя Самого.
Воспламенилась любовь
У мучеников Сорока
К Божию Сыну (Христу).
Пред судом тиранов земли.
Принудили их стоять
Всю ночь в ледяной воде.
Но не устрашились они
Ни вод, ни хлада, ни льда.
Посеял лукавый зло
В сердце языков царя,
Чтоб пытками он терзал
Служителей Царя (Небес).
В озере, исполненном вод,
И повелел их тела
Лютому ветру предать.
Когда совлекли они
То в ризы славы Своей
Одел их Всевышний Царь.
Когда терзал их хлад
И лед, Жених Христос
Им на главы венцы
Спустились сонмы Сил
Небесных, чтоб укрепить
Благословенный отряд
Мучеников Сорока.
Когда узрели их ум,
Настроенный для любви
К Иисусу, Царю Небес.
Гимн второй
Припев:
Благословен вас венчавший
И возвеличивший память вашу.
Блистает имя ваше
Исполни разум мой
Источниками ученья Твоего,
Да мучеников воспою
Воистину стяжали они
Победные днесь венцы.
Победили они, просияв
В трудах и страданьях своих.
И кровью гортаней своих
И Духа благоуханием
Их смерть для Бога была.
Благословен, Кто силой Своих
Что вышли на смертный бой,
Страха не испытав.
И муки приняли они
Смертные от палачей,
Их победили они
Попрали стопами они
Злодея, врага, чей конец
Провозглашается днесь,
Кому уготован суд.
Кто приглашены на пир.
Призвали страдания их
На трапезу небес.
Дом ужаса обошли
Они кораблями тел.
Летели. Нашли покой
В пристанище радости их,
И в месте для праведников,
И в веке великом, чьи
Блаженства не отпадут.
В веке текущем сем,
Воскреснут в радости в сей
День великий суда.
За те мучения, что
Терпели их телеса,
Одежды славы они
Взойдут они с Женихом
Во ликованья чертог.
И насладятся с Ним
Небес благами они.
Атлеты сошли на борьбу
Молитвой избранных святых.
И укрепляли они
Друг друга, так говоря:
«Господу слава. Он нам
Помощник, да не подвижимся ввек,
Но крепко начнем мы борьбу,
Да победим сатану
И примем славы венец».
Представлены святые образы Сорокамучеников с иконостаса и сводов храма в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников Переславля-Залесского
Автор гимнов в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников Преподобный Ефрем Сирин неслучайно назван пророком сирийцев. Во-первых, он является достаточно таинственным автором, его произведения глубоки и находятся, по выражению С.С.Аверинцева, «между изъяснением и прикровением». Во-вторых, как пророки древности, он оставил все и пошел за Господом. Он ушел из дома своего отца — языческого жреца — и стал христианином, а затем — монахом. Преподобный Ефрем сблизился со святителем Иаковом Нисибинским, был его другом и верным помощником. Вместе с ним он пережил осаду Нисибина в 351 году, когда город был спасен от персидского захвата молитвами праведного епископа Иакова и мужеством его защитников. Однако преподобному Ефрему пришлось оставить Нисибин, перешедший к персам по мирному договору 363 года. Святой переселился в Эдессу, где наставлял ко спасению мирян и «дочерей завета» — местных монахинь. В Эдессе он мирно скончался в 373 году в сане диакона.
Наследие преподобного Ефрема Сирина обширно и многообразно: это и комментарий на Евангельскую гармонию (Диатессарон), и толкование на Книгу Бытия, и проповеди об Иосифе Прекрасном, и, конечно же, многочисленные поэтические произведения – мадраши (песнопения) «О Церкви», «О Рае», «О Распятии», «Против Юлиана» и т. д. Среди них гимны в честь мучеников, в частности, в честь Сорока мучеников Севастийских, первый и второй из которых предлагаются вниманию читателей в русском переводе.
Праздник в честь Сорока Севастийских мучеников, пострадавших при императоре Лицинии, впервые засвидетельствован благодаря проповедям святителей Василия Великого и Григория Нисского. Преподобный Ефрем Сирин также посчитал своим долгом составить пять гимнов в их честь. В них он воспевает святых Севастийских мучеников как доблестных борцов, вышедших на поприще борьбы с языческим тираном, палачами и стоявшим за ними дьяволом, которого мученики победили своими страданиями. Характерно, как препобный Ефрем использует рассказ о венцах, явившихся на головах святых мучеников во время их пребывания в ледяной воде. Для него это сквозная тема гимнов:
Когда терзал их хлад
И лед, Жених Христос
Им на главы венцы
Славы своей возлагал.
И это не случайно, поскольку в символической системе преподобного Ефрема Сирина венец — символ прославления и обожения всего человека. За временное страдание Бог дарует вечную славу, за мучения тел на земле — одеяния славы в раю:
За те мучения, что
Терпели их телеса,
Одежды славы они
Оденут в Эдемском саду.
Перевод сделан с сирийского языка диаконом Владимиром Василиком по изданию: Lamy. S. Ephremi Syri. Hymni et Sermones. T. 2. Mechlinae. 1889.P. 937-943.
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Эти Великопостные молитвы с земными поклонами читаются с вечера воскресенья по пятницу на каждом Богослужении в храме и в Великую среду завершаются — предание Церкви также приписывает их авторству Преподобного Ефрема Сирина.