Это изложение содержит рекомендации на уровне поведения о том, как делать первые шаги в Православной Церкви, о том, как научится ставить для себя вопросы и искать пути их решения в сфере жизни, которая называется «Религия», что по своему смыслу означает «Воссоединение с Богом» (От латинского слова Religare).
Для людей Вера в Бога всегда действенна, она требует прикладных поступков, в которые неизбежно привносится человеческое начало, от которых начинается индивидуальный путь познания Истины, но могут случится и заблуждения. Поэтому важно знать какими способами их разрешить, на нескольких примерах понять, как получить в Церкви в этом помощь и наставление.
Если человек разумно начинает искать помощи Божией в ограде Православной Церкви, то получать он ее будет во многом через дела людей, окружающих его, так как без участия священнослужителей и церковнослужителей немыслимо по чину совершение Таинств Церкви, которые есть источники благодати Божией, действующей в силе Святаго Духа. Господь просит только сколько-нибудь веровать (Мк. IX, 4-27) – чтобы человек сам хоть немного прикладывал в доверии свое сердце к совершаемым Таинствам, сам начал стремиться доброжелательно относиться к людям.
Первое из Таинств Православной Церкви для человека есть Крещение во имя Святой Троицы. Многие получают этот дар попечением родителей в младенческом возрасте, но познают его в полноте личного осмысления позднее, уже в зрелых годах. Подобное действенное обретение очень часто приходит с потребностью покрестить своих детей или необходимостью стать крестными родителями чад в семье близких друзей. Эти обстоятельства требуют «Огласительной беседы» со священником или катехизатором Православного храма, в котором будет совершаться Таинство Крещения — это живое общение аналогично по своей сути и наполнению тому разговору с человеком, который уже в зрелые годы пришел к личному пониманию необходимости принятия Крещения во Христе.
По текущей практике Церкви такая «Огласительная беседа» уже не требует, как в первые века христианства много времени на выслушивание (Кирилл Иерусалимский. «Поучения огласительные и тайноводственные»), потому что современный человек стал грамотным и образованным, он может сам почитать и осмыслить информацию о предстоящем Священнодействии, но сейчас, как и всегда, основная ценность в личном попечении и внимании, потому что через такое общение закладываются семена духовного родства и доверия, священник всегда старается индивидуально подойти к такому разговору, показать личным примером те чувства и ценности, которые исповедует сам укладом своей жизни. И это совершенно оправдано, потому что предмет разговора важнейший – разумная человеческая душа стремиться соединиться с Божественным источником жизни, признать отцовство той благодатной любвеобильной силе, которая сотворила все видимое и невидимое мироздание.
Крещение проводится в приходских храмах, в монастырях Крещение проводится в настоящий период в исключительных случаях – нужно немного потрудится, придя в ближайший приходской храм в субботний или воскресный день, и обратиться с личным вопросом о Святом Крещении. Может оказаться, что в храме есть информационный стенд по этому вопросу или раздел на приходском сайте с контактными данными и временем обращения. Кому-то такой подход покажется удобным ради экономии времени или в связи с удаленностью, но правильней все-таки в храме побывать лично, внимательно вглядеться в обстановку – храм устраивается с большим, кропотливым трудом, много предметов в храме есть произведение церковного искусства, сделанными с трепетным отношением, но все-таки главное – это люди, духовная община и семья.
Если ваши представления о жизни Церкви не богаты, и вы пока не готовы еще осмысленно присутствовать на всей службе в храме, то лучшее время для визита с вопросом о Крещении – это воскресный день с десяти до одиннадцати часов, когда вы застанете окончание Божественной литургии, вглядитесь в лица прихожан, в их отношение друг к другу, сможете послушать проповедь священника и оценить его манеру общения, что должно принести вам осмысленное чувство доверия и спокойствия, когда вы будете задавать важный для вашей жизни вопрос. Первая инстанция – сотрудник так называемого «Свечного ящика» в момент, когда он не слишком обременен неотложным общением с людьми во время Богослужения – этот человек подскажет как вам можно обратиться и обсудить с батюшкой ваше желание, он может предупредить священника передав ему информацию, или рассказать вам как действовать, когда священник по окончании литургии выходит из алтаря к людям, желающим задать ему вопрос.
После того как, когда прихожане прикладываются напрестольному кресту, священник закрывает Царские врата – после этих моментов нужно подождать выхода батюшки из алтаря и обратиться к нему с вопросом.
Не нужно бояться нарушить церковный этикет в этот момент, вполне достаточно придерживаться простой вежливости в обращении к священнику при высказывании о своем желании приступить к Крещению самому или со своим чадом, и нужно своими словами задать все прикладные вопросы, которые вас интересуют – батюшка скажет вам как нужно поступить далее, как подготовиться, на какой день и час назначить беседу, в какой день будет удобней провести Таинство, чтобы можно было устроить семейное торжество и так далее. Если что-то не удается запомнить сразу же – можно вам попросить назвать того, кому можно задавать уточняющие вопросы по телефону.
Набор необходимых действий в подготовке вещей (крестик, рубашка, полотенце, косынка) к Крещению не слишком сложный, важнее настроить себя на внимательный подход, чтобы Таинство стало для вас событием осмысленным, и может быть по милости Божией, даже знаменательным. И совершенно точно вы увидите то, что происходящее в храме есть «мостик времен», объединяющий в обряде преемственность внимательного отношения к своей жизни многих поколений людей.
Так возможно случится, что обстоятельства вокруг вас по своей видимости, как непреодолимые, могут стать препятствием для совершения Таинства Крещения во Христе – здесь важно сохранить внутренний ориентир и осмысленный настрой, чтобы не лишить себя по опрометчивому следованию из-за мнимых преград познания того, что значит для человека «Родиться свыше» (Евангелие от Иоанна, глава 3)
Сразу после Таинства Крещения открывается очень прямая и короткая дорога приступить к Причастию Тела и крови Христова (Ин., 24 зач., VI, 56-69), батюшка посоветует по окончанию всех обрядов как это сделать лучшим способом на ближайшей Божественной литургии в храме (греческая leiturgia, от leitos — общественный, и ergon — дело, труд). Если батюшка по человеческой усталости и рассеянности упустит этот момент – пожалуйста, обратитесь с этим вопросом, не постесняйтесь, поскольку это важно. По этой же причине правильно и удобно, когда Крещение детей проходит в субботу, чтобы уже на следующий воскресный день иметь возможность привести детей к Святой Чаше. Для новокрещенных взрослых людей подход к этому неотложному делу индивидуальный, особый – священник укажет как правильно подготовиться, как поступить, потому что купель Крещения есть также чаша омовения многих грехов, совершенных человеком.
В момент Святого Крещения в Православной Церкви человек становится верным Господу, для него раскрываются широко двери познания через Бога себя самого, обретение полноты Веры, которая часто переходит в непоколебимое знание, подается много утешительных благ в земной жизни, главное из которых – причастие Тела и Крови Христовой. Каждому человеку Господь рассказывает свою историю, уместную той жизни, которую ведет человек, поэтому правильным будет пожелать всем оказаться терпеливым, внимательным и благодарным учеником. И поэтому еще то, что будет рассказано далее, есть только скромный человеческий путеводитель по сравнению с тем, что творит Господь-Вседержитель, наделяя доверившихся Ему истинной мудростью.
Обретение Веры через сердечное чувство есть сокровище – от человека требуется понести труд сохранения его, требуется преумножить свое знание и передать его другим людям через изменение к лучшему своей жизни в обретении любви. Искать этого чувства Веры нужно терпеливо, тогда труд познания человеческой стороны устроения Церкви Господа на земле не будет тщетным, вы убедитесь в справедливости убеждения Православных верующих в том, что глава Церкви есть сам Иисус Христос.
За многие годы, века и тысячелетия сложился у Православных людей навык молитвы к Господу, у которой есть внешняя и внутренняя составляющая — эти две сферы нераздельно граничат друг с другом в сердце человека, который старается через обретение полноты Веры сделать их единым целым, неотделимым от своей сущности.
Первые шаги начинаются с внешней молитвы: с общецерковной в храме и личной домашней по правилу молитвослова, где в каждое слово заложен смысл, но есть неизбежная преграда в буквальном понимании церковно-славянского языка. Без тени смущения преодолеть эту трудность не удастся, особенно воспринимая текст молитвословий на слух, но стоит постараться увидеть ключевые моменты, прочитав текст Богослужения в спокойной домашней обстановке.
Первое – это провозглашение сущности Бога, милосердной и непоколебимой в любви. Именно такое понимание хранит и исповедает Православная Церковь, и через многовековой опыт воплощает в своих Славословиях. От этого становятся обоснованными и логичными наши просьбы в молитве Богу о помощи нам самим, нашим близким живым и усопшим людям. Такое поклонение Богу дополняется в Православной Церкви почитанием заступничества Пресвятой Богородицы, обращением за ходатайством к Святым угодникам и благодарностью о попечении, оказываемом Небесными Силами Бесплотными. По перечню и сути ключевых моментов все лаконично, неотделимо от наших ценностей, все это можно разглядеть внимательно в смысле короткой молитвы «Отче наш» (Мф. VI), которую заповедал творить Иисус Христос своим ученикам.
Духовный опыт Церкви на этом основании сотворил главное Богослужение в храме — литургию, которая есть воспоминание Тайной вечери (Ин. XIII), совершенной Иисусом Христом со своими учениками в преломлении хлеба и единой чашей вина, которые претворяются через Таинство Евхаристии в истинные Тело и Кровь Христово, через употребление которых человеческая душа приобщается и приближается к Богу-отцу. Это обширнейшее поле познания, укладывается при обычном чине ведения службы примерно в полтора часа, но в пересказе человеческом, в учебниках, в наставлениях и пояснениях накоплены целые тома знаний.
Чтобы это короткое время, проведенное в храме в воскресный день, для Вас не стало изматывающим и пространство необходимого образования не смутило своей величиной, можно еще раз посоветовать начать знакомство с текстом службы и последованием видимых событий, происходящих в храме во время литургии, чтобы теория последовательно, без форсирования шла рука об руку с практикой.
Начинается литургия с Проскомидии (ознакомиться с текстом и пояснениями) – приготовление хлеба и вина для Причастия, с чтением на клиросе третьего и шестого часа Богослужебного суточного круга, что требует около получаса времени. В этот отрезок на «Свечной ящик» подаются записки на поминовение о живых и усопших близких людях, которые приняли Крещение. Для записок «О упокоении» есть важное требование — не указываются имена тех, кто по своей воле совершил самоубийство и поэтому не были отпеты, поскольку они преступили важное установление Церкви. Поэтому поминовение самоубийц совершается только в личной молитве, так как они не должны оставаться совершенно без попечения. Сотрудники «Свечного ящика» подскажут вам, если возникли затруднения с записками, поэтому смело обращайтесь к ним за помощью и разъяснением – в разных приходах могут существовать отличия оформления и разная стоимость пожертвований, установленных отцами-настоятелями.
Когда вы со временем разберетесь и усвоите благую цель и ценность вашей жертвы, через которую за душу человеческую священником вынимается частица из просфоры по поминальной записке вами поданной, или имя оглашается во время Богослужения, то убедитесь в том, что ваше отношение к людям начнет меняться в лучшую сторону, появятся ростки любви и чуткости. Это попечение запиской или поминание в личной молитве по внешности дело несложное, но требующее концентрации доброй воли, поэтому в разных жизненных ситуациях, на подступах к ссоре и раздору, может удержать вас от злых слов и дел.
Во время Проскомидии можно поставить свечи перед святыми образами за здравие и за упокой, сопровождая их личной молитвой в сердце в простых и понятных вам словах, стараясь через образ на иконе воссоздать перед собой духовный смысл этого обращения, стараясь избегать формального действия и тем более поклонения иконе как «чудодействующему предмету».
«Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» — этим возгласом священника начинается Литургия оглашенных (ознакомиться с текстом и пояснениями) и хождение по храму лучше прекратить, даже если вы не обошли всех икон и не расставили все свечи – важнее начать общий молитвенный труд со священником, а возможность расставить свечи у вас еще будет. Здесь тот случай, когда следовать примеру поведения других людей нужно осмотрительно, хотя совет быть внимательным наблюдателем за поведением верующих в храме во время Богослужения универсален, он многое может вам пояснить в смысле церковной службы, подсказать как действовать по примеру других.
Со временем, при должном усердии в изучении многовековых установлений Церкви, к вам придет более целостное понимание о допустимости того или иного поведения людей во время Богослужения, у вас сложится ценность внимательного отношения к происходящему, но может и так случится, что проснется сверх меры ревность ко внешнему благочестию, целью которой станут новоначальные и дети, которым сложнее всего удержать себя в рамках сосредоточенного поведения. Здесь пожелание к вам будет только одно – обращайтесь к людям всегда терпеливо и с просьбой, не одергивайте грубо никого, старайтесь подсказать верное установление, которое вам известно. Лучше честно посмотреть на самого себя – ведь неужели наши собственные помыслы не отвлекают сильнее всего от Богослужения? Поэтому наберитесь, пожалуйста, терпения и сострадания к тем, кто этого рассуждения еще не постиг и может сделать вас целью своего агрессивного одергивания, не различая границы между непониманием и умышленным кощунством. Простите им, помолитесь о них в глубине души, чтобы Господь положил им на сердце мудрость.
Далее начинается важнейшая часть Богослужения – Литургия верных (ознакомиться с текстом и пояснениями), на которой произносятся самые важные молитвословия, органично дополняющие друг друга по пути к вершине с молитвой «Отче наш». Этот отрезок службы содержит очень немного мест, которые изменяются по Богослужебному уставу, «Символ веры» и «Отче наш» читается всеми присутствующими в храме вслух, поэтому это время по восприятию уже движется быстрее к самому важному моменту – причастию Тела и Крови Христовых.
От момента, когда хор пропоет «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.» до выхода священника из царских врат с чашей для причастия прихожан, побывавших на Исповеди, у вас появляется достаточного времени, чтобы расставить свечи и приложиться к иконам, в особенности к той, которая находится на аналое перед царскими вратами в алтарь – это икона памятного праздника Церкви, которому посвящена литургия.
Для присутствующих, но не участвующих в причастии, Богослужение заканчивается после того, как батюшка сказал слово, занес напрестольный крест в алтарь и закрыл царские врата. Причастники же стараются держаться поближе к клиросу до окончания чтения благодарственных молитв по Святому Причастию. После этого люди выходят из храма.
Литургия есть вершина Богослужебного круга Церкви, от этого опорного пункта, который точно стоит понять, постепенно и органично, по вашим силам и готовности будут прикладываться знания в том объеме, в котором вы готовы понести – никто не вправе требовать от вас форсирование церковной образованности без оглядки на степень личного духовного роста, иначе это будет ущемление ценности свободной воли. Церковь внимательно относится к тем реалиям, в которых живет современный человек, адаптируя свои практики наставления – они уже не так строги и требовательны, как это существовало и сложилось от единодушного духовного рвения в первые века Христианства.
Представленное изложение рассказало о необходимом приобретении опыта через чтение и наблюдение в храме на литургии, за котором следует шаг, позволяющий вам самим приступить к Святой чаше (Ин., 23 зач., VI, 48-54.). Для крещеных младенцев до семи лет ограничений почти нет, для подростков допускаются послабления в требованиях, но уже требуется приступить к Таинству Покаяния перед причастием, для взрослых людей полезно не только выполнить предписания, но подготовить себя осмыслено.
Здесь будет благом для вас, если сложится доверительные отношения со священником, катехизатором, церковнослужителем которые в процессе общения могут дать вам индивидуальное наставление о порядке действий, поделиться советом по литературе. Но в многолюдных приходах это не всегда возможно из-за ограниченности во времени, поэтому для взрослого человека неизбежно требуются усилия самоподготовки, которая дает возможность усвоения знаний в ритме, комфортном для вас.
Ценность всего происходящего в храме понимается значительно лучше, если человеку по силам целиком познакомиться со Священным Писанием, которое является главным мерилом взаимоотношения Бога и человека. Многие Святые отцы учат, что четыре Евангелия есть повествование, которое в многообразии понимания изложенной мысли не имеет пределов. Человеческому разуму не свойственно такая глубина изложения, с такими мотивами и целями – это хорошо видно на примерах выдающихся художественных произведений человеческого слова, которые всегда ограничены по вложенному в них смыслу.
Это действительно справедливо, поскольку Благовествование о истине Рождества и Воскресения Христова есть переломный момент от Ветхого завета (Ис. 53) к Новому завету человека с Богом, которое в Священных текстах Библии объединяет все многообразие произошедшего от начала творения мира, описанного в первых страницах книги «Бытие» до предстоящего возвращения человечества к утраченному «Древу жизни» в «Откровении Святого Иоанна Богослова». Через учение Святых отцов Церкви на этом основании Священного Писания утверждается догмат о Святой Троице с неотступным пребыванием Святаго Духа среди избранных людей до окончания видимого мира.
Господь мудрым попечением положил человеку церковному понести труды духовного рассуждения, чтобы ему самому как бы дополнить Божий замысел о судьбах народов и людей, изложенный в Священном Писании, в Священном Предании, в истории человечества. Сделать это человеку нужно с милосердным суждением и определить своим внутренним личным отношением и чувством то неизвестное и недосказанное, что познается человеком через путь его собственной жизни. В этом каждый пребывает всегда наедине с Богом: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. VI, ст.45). Поэтому нужно наблюдать за своим рассуждением.
Замечательный момент проявления просвещающей силы Святаго Духа в том (Ин. XV, 17 – XVI, 2), что большую часть апостольских посланий Церкви написал Первоверховный апостол Павел, который лично не следовал за Иисусом Христом при Его земной жизни, и даже был после Сошествия Святаго Духа ревностным гонителем и жестоким убийцей чад Церкви среди иудеев, но действенным вмешательством Божиим обрел Веру, и став избранным сосудом Божиим (Деян. VIII 40 – IX 18), который в достоинстве ничем не умален был перед двенадцатью апостолами (2 Кор. XII).
И более того, ученик и последователь апостола Павла – Святой евангелист и апостол Лука продолжил дело своего наставника написанием одного из четырех канонических Евангелий и первых икон Божией Матери. Другой ученик апостола Павла — Святой Дионисий Ареопагит, приложил к этому обретению Церкви личное свидетельство о Богородице, которое из века в век помогает Православным христианам понимать ценность почитания заступничества Божией Матери и Собора Небесных Сил Бесплотных.
Поэтому, когда Священное Писание вами прочитано или прослушано, то стоит попросить вас приобрести навык ежедневного обращения к Православному календарю, который представлен на большинстве Православных сайтов, для того чтобы через чтение Евангельских отрывков на русском языке поддерживать обращение к Слову Божию, посильно изучать в житиях примеры Святых угодников — с такими ориентирами будет органично прививаться потребность в Таинстве Покаяния, ценным плодом которого является «перемена ума» в отношении к Богу и людям. Такое обращение будет еще хорошим напоминанием о том, что даже когда человек не может присутствовать в храме на службе в трудовые будни, братство Церкви заботливо молится Богу о нем.
О Таинстве Покаяния сейчас много, подробно и хорошо написано, где по сути важен поворотный момент, когда человек решает, что совершенные грехи, искажающие его мировоззрение, нужно отделить от себя, сделав шаг к аналою с Евангелием, Распятием Христовым и ожидающим священником, который, выслушав исповедь человека, через молитву с возложением епитрахили совершит отпущение грехов, выполняя волю Бога, видящего всякое движение нашего сердца и ума.
Много дает сил к такому шагу также чтение духовной литературы, которая является частью Священного Предания Церкви. Наиболее полезны на первых шагах произведения, созданные близко по времени к современности, поскольку они лучше понимаются в контексте нашего жизненного уклада. Только важно для того, чтобы не споткнуться, обращать внимание, чтобы книга выпущена была с благословением Православной Церкви, о чем на страницах интернета, конечно, судить сложнее, поскольку многие атрибуты печатных изданий не приводятся, но при желании разобраться можно, оценивая репутацию Православного интернет-издания.
Такая просьба о внимательности вполне оправдана, поскольку Православное вероучение осмотрительно придерживается консервативного, ортодоксального понимания Апостольской веры, стремится быть противовесом реформированию по человеческой воле Завета с Богом, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» (Евр. XIII). Очень наглядно это поясняет Святитель Николай Сербский, наш современник по едва минувшему двадцатому веку.
«Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной Реальности и Ценности, тогда, как следствие, становятся ложными все человеческие отношения. Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами.
Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью. Тогда ловкость и умение ценится выше добродетели, количество выше качества.
И тогда, наконец, люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине, так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи.»
Это общее объяснение, происходящего непрекращающегося падения человечества, дополняет отрывок из «Миссионерских писем» Святителя Николая, рассказывающий о скорбящей матери, пережившей потерю сына и гибель остатка семейного счастья в неблагодарных детях от их слепой жестокости (256 письмо). Подобное мы можем наблюдать сами в наших семьях, во взаимоотношениях с друзьями, коллегами, во всем обществе.
С таким багажом современности люди приходят в храм Божий, начиная трудиться по мере своих сил в избавлении от грехов и пороков, поэтому мы, воцерковленные Православные христиане, нижайше просим простить нас за то, что своими внешними делами можем заслонять от вас свет Православия, который зажжен Господом нашим Иисусом Христом и передается в череде Апостольского преемства Церкви через спасительную благодать Таинств Церкви.
Действительно, много историй о разных неблаговидных людских поступках могут помешать современному человеку прийти в храм Божий, но тому, кто по милости Божией сумеет преодолеть это, будет дано понять, что обретение веры в Бога в Православной Церкви всегда и во веки веков будет неповторимо, ценно и всегда спасительно.
В этом личном деле открытия сокровищ собственного сердца, чем более будет вопросов, тем лучше для утоления «Жажды правды», и по милости Божией человек сам это почувствует, и убедиться (Мф. V), и увидит, что Церковь ждет этих вопросов в Таинстве Покаяния, и готова помогать принять ответы на них. Человек через терпеливый поиск на этом пути обязательно обретает внутри своей души доказательство «Жизни будущего века», подтвержденное его собственной жизнью в неоспоримом и очевидном только ему попечении Господа о его судьбе.
Простите, ведь задумывалось сделать изложение в большей степени о преодолении растерянности при первых шагах в храме, но мировоззренческие вопросы неотделимы от Православного Богослужения, на которых торжественно провозглашается мудрость Божия — а эта та сфера, где пожалуй, невозможен даже исчерпывающий человеческий пересказ о том, как «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. XXII 35-46), и пояснить это лучше, чем сделал апостол Павел, написавший в послании Церкви «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. XIII).
Поэтому можно только пожелать самому себе и всем, чтобы держать перед собой эти слова и выполнить завет с Богом в лоне Матери-Церкви.
Помоги Господи