В обширном наследии Переславля-Залесского есть ценнейшая страница — воспоминания Священномученика Евгения Переславского (митрофорный протоиерей Евгений Андреевич Елховский, 26.02.1869 — 29.10.1937). Уникальность этих трудов в том, что житие Новомученика Русской Православной Церкви составлено им самим — сделано это было для продолжения семейной традиции, существовавшей в нескольких поколениях духовенства для наставления в вере, в отношении к жизни и поприщу священства. И только последние земные дни отца Евгения и описание его подвига веры написаны его первенцем, митрофорным протоиереем Владимиром (Елховским). Чтобы понять ценность этого произведения можно предложить прочесть избранные отрывки из главы о первом месте служения отца Евгения — приходе Введенской церкви и храма Святых Сорока Севастийских Мучеников Переславля-Залесского. Эти строки, написанные талантливым слогом, с любовью и внимательностью, абсолютно точно не могут оставить читателя равнодушным, и от этого основания будет органичным обращение к изучению всего духовного наследия Священномученика Евгения Переславского, который отдал свою жизнь без остатка делу передачи веры от сердца к сердцу.
«Миссионерские» письма Святителя Николая Сербского раскрывают сокровища Православной веры в ответах на насущные вопросы наших современников по двадцатому веку, наглядно показывая актуальность непреходящих ценностей Православного мировоззрения. Сербский народ в этих письмах раскрывается удивительно родственным российскому человеку по духу, и это есть истинное братство, неоднократно подтвержденное историей наших стран. Для указания пути решения самых болезненных вопросов человеческой жизни Святитель Николай очень точно опирается в своих письмах на Священное Писание и дополняет его историческим опытом, который накоплен в многовековом наследии Сербской Православной Церкви. Поэтому если обобщать оценку, то можно уверенно сказать, что этот труд Святителя Николая Сербского есть гармоничная симфония Вселенского Православного учения и созидательной практики его применения в дни нашей эпохи.
Монахиня Амвросия (Оберучева). «История одной старушки» — автобиографическое произведение выпускницы первого в России женского медицинского курса, земского врача, хирурга Александры Дмитриевны Оберучевой (04.04.1870 — 09.09.1944). В чтении этих воспоминаний можно подчерпнуть пример жизни человека с чистым взглядом на жизнь, которому Господь подал пройти рядом со многими выдающимися людьми России начала двадцатого века, быть военным врачом, а затем принять монашеские обеты, чтобы нести поругание за веру Христову в годы советских гонений. Одна из ценностей этой судьбы в том, что это пример гармоничного совмещения в человеке веры с занятием естественными науками, к которым относится медицина, пример того, как такой союз действенно обращает людей к Богу.
Этот перечень для полезного чтения, конечно, не является исчерпывающим для наставления в вере — это скорее небольшая просьба о внимании к духовному наследию современного Православия, которое в своей мере органично дополняет и утверждает «Книгу книг» — Священное Писание.
«Чтение — одно из необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становится правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь» (Преподобноисповедник Никон Оптинский)
Важно для того, чтобы не споткнуться и не отклониться, обращать внимание, чтобы книга выпущена была с благословением Православной Церкви, о чем на страницах интернета, конечно, судить сложнее, поскольку многие атрибуты печатных изданий не приводятся, но при желании разобраться можно, оценивая репутацию Православного интернет-издания.
Такая просьба о внимательности вполне оправдана, поскольку Православное вероучение осмотрительно придерживается консервативного, ортодоксального понимания Апостольской веры, стремится быть противовесом реформированию по человеческой воле Завета с Богом, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» (Евр. XIII). Очень наглядно это поясняет Святитель Николай Сербский.
«Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной Реальности и Ценности, тогда, как следствие, становятся ложными все человеческие отношения. Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами.
Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью. Тогда ловкость и умение ценится выше добродетели, количество выше качества.
И тогда, наконец, люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине, так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи.»
Помоги и наставь, Господи