1918г.
Святая Церковь совершает ныне празднество в честь святителя и чудотворца Николая, этого прославленного Богом угодника, которого чтят повсюду, которого призывают во всяких несчастьях не только православные, но и магометане и даже язычники.
Если же имя святителя Николая прославляется и почитается во всех концах христианского и даже нехристианского мира, то нам, православные христиане, особенно следует праздновать в честь сего прославляемого угодника. Что же мы должны делать, чтобы празднование наше было достойно праздника, чтобы молитвы наши дошли до святителя Николая? Подумаем, возлюбленные слушатели, в чем состоит истинное празднование.
Истинное празднование состоит не в одном только посещении храма и наших здесь молениях, не в одних только молебнах, не в возжжении свеч пред иконою святителя, а главным образом — в подражании тем добродетелям, которыми прославился великий угодник. Если мы повнимательнее прислушаемся к тропарю, в котором Святая Церковь восхваляет святителя, то узнаем, что он был образцом — правилом христианских добродетелей: веры, кротости, смирения, воздержания и милосердия.
Конечно, нам, грешным, невозможно вполне следовать примеру великого святителя, потому что мы живем среди соблазнов мира сего, среди обыденных мелочных забот и не имеем того величия духа, той любви к ближним, которыми отличался прославляемый нами святой. Это не по нашим силам, да и такого бремени на нас никто и не налагает, но стремление к добру в нас должно быть, потому что это является для нас вполне посильным бременем. В жизни святителя Николая, по преимуществу, преобладает добродетель милосердия, почему Святая Церковь и воспевает, что он был «быстрое нищих услышание, и алчущим кормитель, крепкое падающих возведение, недугующим исцеление, страшный наказатель обидящих, скорый утешитель в беде сущих». Вот подражание этой-то добродетели святителя по силам каждому из нас. Конечно, мы не можем творить столько дел милосердия, сколько творил их великий угодник, но милосердным каждый из нас может быть. Всякий может послужить другому в несчастье если не делом, то добрым словом сочувствия, утешения; и это будет дело милосердия, потому что уменьшает душевную скорбь страждущего. Добродетель милосердия одна из самых легких, а между тем она ценна пред Богом, полезна для творящего дело милосердия, потому что Спаситель, изображая будущий Страшный Суд, ясно показал, что все дела милосердия зачтутся нам, и что мы чрез них будем помилованы, достигнем Царствия Небесного.
Возлюбленные слушатели! Празднуем ли мы великому святителю так, как нас этому учит Святая Церковь? К сожалению, нет! Каждый из вас, присутствующих на настоящем церковном торжестве, кажется, должен согласиться со мной, что наше праздничное поведение в большинстве случаев недостойно праздника. И если только вы дадите себе труд беспристрастно, по совести, заглянуть в себя, хотя теперь, то вы должны будете придти к моему же, сейчас высказанному, заключению. Но, возлюбленные, теперь мы уже знаем, в чем состоит истинное празднование. Будем же, по возможности, проводить день праздника так, как нас этому учит Святая Церковь. Будем же подражать в своей жизни добродетелям святого, которому мы празднуем. А вместе с этим будем и молиться великому угоднику Христову святителю Николаю, чтобы он ходатайствовал пред Престолом Господним за нас, и чтобы согрел наше очерствевшее сердце любовью к ближним.
Благословенные слушатели! Именем и в честь празднуемою ныне чудотворца наименован великий наш Государь Император Николай Александрович, который празднует сегодня день своего тезоименитства. Наш долг, как верноподданных своего Царя в настоящий день, побуждаясь искреннею, нелицемерною любовью к нему, прибегнуть с усердною молитвою к святителю Николаю, великому заступнику во всех нуждах и напастях, — о спасении нашего Царя и Отечества. Святителю отче Николае, «царем верным поможение», умоли пред Престолом Всевышнего да укрепит Господь возлюбленного Императора нашего в его многотрудном служении, да хранит драгоценнейшую для нас его жизнь и продлит ее на многие и многие годы. — Аминь.