1927г. Собор
В воспоминаемом ныне событии Сретения Господня обратим, возлюбленные слушатели, внимание на следующее обстоятельство. Старец Симеон пред смертью своей не пришел, как многие, в ужас, но с радостью встретил ее. А в нас многих напоминание о смерти, когда, например, встречаем похороны чужого нам человека, вызывает страх пред ней и ужас. Ведь нельзя же думать того, чтобы радостная встреча смерти вызвана была у праведного Симеона преклонным возрастом. Святой апостол Павел в самом расцвете жизни, в годы кипучей деятельности говорил, что для него жизнь — Христос, и смерть — приобретение, что он желание имел разрешиться, то есть умереть и быть со Христом (Флп. 1, 21—23).
В чем заключается причина этой разницы между нами и ими?
Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в себя, почему именно, чего боимся мы в смерти. Вот наши близкие со слезами были опущены нами в могилу. Не столько страдания, сколько смерть кажется для нас самым грозным. Никогда более не увидеть их, никогда не иметь с ними общения, беседы — вот что мучительно здесь. И наша смерть всегда кажется тяжкою потому, что мы ничего не увидим, чем жили, что кажется умер человек и исчез, и нет его; и не будет он ни глазами радоваться на мир Божий, ни устами и слухом беседовать с друзьями. Так печалуемся мы.
Действительно это горько. И как будто правы мы в своем страхе. Человеку и надо жить, и нельзя не бояться лишения жизни. И вот пока нет в нас настоящей веры, мы не можем отрешиться от ужаса перед смертью. Но для уверовавшего в то, что после смерти будет иная жизнь, страх отпадает. Значит, не все исчезает. — Ведь нам жаль родного места, жутко переселяться и здесь на земле, пока не знаем, каков новый уголок. Тем загадочнее, тем страшнее переселяться с этой земли в будущую жизнь. Но это неизбежно. Смерть каждому предстоит впереди. И вот эта загадка, что же будет потом, и тревожит нашу душу.
Для верующего христианина эта загадка решена в Евангелии. Там будет новая жизнь, где Господь уничтожит всякое зло, где будет вечная правда, одно добро, где ни одному мельчайшему проявлению зла не будет места. Это ли, возлюбленные слушатели, не желанная жизнь? Это ли не стремление всех лучших людей — чтобы жизнь освободилась от зла? Там все будет по Божьи. Там Христос будет руководить всею жизнью. Как же не радостна эта жизнь? Сравните с тем, как живется здесь, на земле, сколько страданий, сколько неправды людской приходится терпеть здесь?
Страшно только одно, возлюбленные слушатели, мы-то сами способны ли будем принять участие в этом Царстве добра и правды, не окажемся ли мы сами участниками зла? Вот где и надо нам с тревогой спрашивать себя! Кто всю жизнь здесь провел в поисках правды, кто служил добру, кто душою болел и делом стоял за правду жизни, тому не страшна и смерть: она приведет его туда, к чему он всю жизнь стремился. Но кто жил для себя, «не в Бога богател» (Лк. 12, 21), кому добро и Евангельская правда были золой в жизни, тому придется испытать жестокий ужас в минуты смерти. Он не возрадуется часу кончины, а, подобно приточному богачу, будет стараться удержать душу в теле, с великою тяготою примет смерть: «душу истяжут», то есть насильно вытянут из него (Лк. 12, 20).
Итак, возлюбленные слушатели, знайте, что наша здешняя жизнь приготовляет нас к будущей, и какова она для нас здесь, таково будет и отношение наше к смерти: не забывайте этого никогда! Аминь.