1927г. Собор
«Отче! Прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя», — такими словами молился Иисус Христос в предсмертные часы жизни Своей на земле (Ин. 17, 1). И мы, возлюбленные слушатели, просим у Бога славы и чести себе, но только не той, о которой молился Господь. И смотрите какая разница. Мы обыкновенно разумеем под славою и честию положение в обществе, богатство, видную и доходную службу, — а Господь разумел уничижение, страдание и крест. Мы домогаемся богатства, как главного средства вести безбедную жизнь на земле, а Господь Иисус Христос, обладая богатством всего мира, обнищал до того, что не имел даже где голову преклонить. Мы считаем славою понести, воздаваемые нам людьми, которые как дым, как трава полевая, погибают на наших же глазах, а Господь разумел страшную и поносную смерть на Голгофе.
Мы страшимся бедствий, страданий и скорбей, а Господь на то и родился, на то и пришел в мир, чтобы Своею крестною смертью дать нам вечную жизнь. Наконец мы считаем смерть концом жизни, а на самом деле она есть начало нашей бесконечной жизни, через которую мы входим на Небо, которое отверзется для нас вознесшимся от нас Господом Иисусом Христом.
И вот тогда только откроются наши духовные очи, спадет таинственная завеса от будущей нашей вечной жизни, и мы ясно увидим тогда и узнаем, почему это — приятное для тела на земле было вредно и гибельно для души, и почему полезное для души было мучительно и тягостно для тела; (узнаем) почему повелевалось свою плоть распинать со страстьми и похотьми, и вообще бороться с грехолюбивою плотию. Тогда мы больше уже не будем сомневаться в истине Слова Божия, которое нам говорило, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие, и что путь в Царство Небесное один — путь узкий и тернистый: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет». Но вы скажете, тяжело идти против грехолюбивой плоти? Тяжело нести крест распятия плоти со страстьми и похотьми? Но в этом, слушатели, и заключается наша слава, сила и добродетель, когда мы, как воины с оружием в руках, защищаемся от страстей плотских и духовных. Здесь, на земле, мы испытываем то же, что золото в горниле: там огонь делает его блестящим и чистым, а здесь нас очищают от скверны плоти и духа терпеливо переносимые нами бедствия, скорби и труды, подъятые для спасения души.
Но как мы далеки от требований Святого Евангелия; только на словах мы христиане, а на деле нет. Вот здесь, в храме, мы прославляем тех страстотерпцев, которые за правду приняли мученический венец, а вне храма мы не прощаем обидчикам нашим. Здесь мы ублажаем тех, которые обнищали ради Христа и спасения своей души, а за порогом храма только о том и заботимся, как бы побольше всего приобрести. Здесь мы порицаем тех сластолюбцев, которые по вся дни светло пиршествуют и проводят время во всевозможных удовольствиях и развлечениях, здесь мы прославляем тех, которые одевшись в рубище, скитались в пустынях, терпеливо переносили холод и жар и были кротки и смирны, как овца, ведомая на заклание, — но ничего подобного в жизни своей мы сами не проявляем и считаем величайшим бедствием для себя, когда постигнет нас какое-либо несчастие, которое приводит, по большей части, к ропоту и отчаянию, но не к спасению души.
Но почему же мы более восхваляем того воина, который имеет на своем теле много ран, а не того, который вышел невредимым? Ведь и Иов праведный не тогда был славен, когда обладал богатством и семейным счастьем, — а тогда, когда он лишался всего богатства и детей, и сидел на пепле, говоря друзьям своим: «Бог дал, Бог и взял; как родился, так и отойду к Нему. Буди имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21), и таким образом, при всех своих страшных бедствиях не возроптал на Бога. И Иосиф не тогда прославляется любовию к братьям, когда жил с ними, а тогда, когда он был продан братьями, претерпел много страданий и за все это зло заплатил братьям добром.
Так и мы, возлюбленные слушатели, тогда будем славны пред Богом, когда терпеливо будем нести возложенный Богом на нас крест, когда будем следовать в Царство Небесное путем крестоношения, распинать плоть свою со страстьми и похотьми и вооружаться самоотречением; — и тогда за вся наша злая, терпеливо переносимыя на земле, Господь воздаст нам на Небе благая. Другого пути ко спасению нет и быть не может. «Иже не приимет креста своего и не грядет в след Мене, несть Мене достоин», — глаголет Господь (Мф. 10, 38). Аминь.