Если мы, возлюбленные слушатели, с охотою подражаем людям, подобным нам, но только стоящим на высшей нас ступени по званию и состоянию, если мы готовы бываем иногда на все, чтобы, только сравняться с ними, то как нам не подражать Спасителю нашему, как не идти за Тем, Который для того, между прочим, и приходил на землю, чтобы, по слову апостола, оставить нам совершенный образец для подражания и проложить путь, по которому мы должны следовать (1 Пет. 2, 21). И если мы не испытаем временной греховной сладости, то за то будем наслаждаться миром совести и покоем душевным. И чем дальше пойдем за Спасителем нашим, тем будем ближе к Нему — тем полнее и утешительнее будет жизнь наша.
Не будем страшиться креста своего, вся тяжесть его уже поднята Спасителем нашим вместе с Его Крестом. Из чего был сложен Крест сей, для несения коего нужно было воплотиться Самому Сыну Божию? Из грехов, трудов и скорбей всего человечества. А ведь небольшую частицу креста нашего мы несем не одни. Иисус Христос, освободив нас Крестом Своим от греха, проклятия и смерти, Крестом же Своим умолил Отца Небесного не оставлять сирыми Своих последователей, а послать им иного Помощника в трудах и Утешителя в скорбях их. И сей Божественный Помощник и Утешитель — Дух Святый, ведый нашего существа немощь, усовершит нас, будет внушать нам добрые мысли и святые намерения, услаждать наши горести и содействовать в каждом добром деле на пути креста нашего. Не о Его ли благодати все крестоносцы — мученики и все святые совершали трудный путь свой и производили на нем невозможное для человека! Не поможет ли и нам благодать сия?!
Легок и утешителен крест при самом несении его, а еще приятнее следствия от этого несения. Как лествица, виденная Иаковом, концом своим имеет Небо, так и путь крестный приводит к Спасителю нашему, к вечной радости и блаженству на Небе. Со Христом пострадаем, с Ним и прославимся. И что будут значить все наши временные горести в сравнении с тою славою, которая откроется в сынах Божиих?! Если для временной славы мы с охотой жертвуем своим спокойствием, своими силами, часто своим здоровьем и терпим разные недостатки, — если для тленных сокровищ мы с удовольствием несем разные труды, то не с радостию ли истинный подвижник веры должен претерпеть все для славы неувядаемой, сокровищ, по апостолу, неизглаголенных (1 Кор. 2, 9). Не эта ли надежда на небесное мздовоздаяние утешала и святых мучеников, услаждала их горести и заставляла радоваться в страданиях их? (Кол. 1, 24). Не сильна ли она утешить и нас в минуты скорби и печали?! Но если и при этих утешительных мыслях и святых надеждах закон их (Рим. 7, 23), воюющий во удах наших, будет противляться закону ума нашего и тяжкие скорби облягут сердце наше, обратимся тогда к Спасителю нашему и посмотрим на крестный путь Его. Для нас Он «обнищал, смирил Себе» (2 Кор. 8,9; Флп. 2, 8), положился в яслях, терпел во всю Свою жизнь разные недостатки, унижение и преследование. Посмотрим на Него в те минуты, когда Он, доведенный до последней степени истощения не только телесного, но и душевного, скорбит, молится до кровавого пота, когда Он, Святейший Праведник, терпит бесчисленные жестокости от врагов Своих, и изъязвленный, и покрытый венцом от терния, подобно преступнику, возносится на крест, оставляется Отцом, истощается от жажды и умирает подобно последнему из сынов человеческих. — Тяжело было бы следовать тому начальнику, который, повелевая нам, сам бы не исполнял своих уставов; но можем ли мы сказать сие? Почерпнем же из примера Его новые силы и утешение для продолжения пути своего; а если сего мало, то обратимся к Нему — распятому, с молитвою; Он услышит нас, — и тишина сердца, спокойствие совести будут нам вместо Ангела укрепляющего!
Внемлем же, братья христиане, призывающему нас Христу, возьмем посильный крест свой и последуем за Ним; не убоимся никаких трудов, никаких опасностей, ибо с нами будет неразлучно Сам Жизнодавец Господь. Аминь.