1926 г. в соборе при архиерейской службе, 1935г.
Какое безотрадное, тяжелое чувство печали, иногда даже отчаяния, испытываем мы, когда видим гроб, в котором лежит тело близкого нам, дорогого любимого человека! Давно ли мы видели его радостным и здоровым, слышали его дорогие для нас речи, целовали милые для нас уста? И вот он перед нами бездыханный, безмолвный. «Вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный», говорит церковная песнь от лица умершего. Тяжелая печаль болезненно сжимает наше сердце, давит грудь, невольно слезы навертываются на глаза, вырываются рыдания. «Плачу и рыдаю егда помышляю смертъ, и вижду во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида», поет с нами Святая Церковь во время погребения.
Вот и сейчас, дорогие во Христе братья и сестры, пред нами бесценный гроб, Плащаница нашего Спасителя.
Своим верующим взором мы сейчас как бы видим в этом гробу лежащего нашего Божественного Учителя, нашего Искупителя. И Он умер, — Его убили. Мы вчера слышали из Евангелия о том, как Его казнили; слышали, как Его перед казнью терзали и мучали. Неудивительно, что сердца многих из вас, кто благоговейно стоял здесь, обливались слезами, когда вы слушали, как Божественного Страдальца били по ланитам, на Него плевали, Его бичевали, над Ним издевались, на Его Божественные плечи возлагали орудие казни — крест и заставляли Его, измученного, истерзанного, нести по улицам Иерусалима, выбиваясь из последних сил, тяжелый крест и, наконец, предали самой позорной, по мнению тогдашних людей, и самой мучительной смерти. Сердце содрогается при мысли о том, что делали и что сделали с нашим Спасителем люди.
Что же нам теперь делать? Будем ли мы пред этой Плащаницей предаваться печали, очами нашей веры видя как бы лежащим в гробу Тело нашего Спасителя; будем ли мы плакать, рыдать?
Нет, слушатели, мы не должны сейчас скорбеть так, как обычно скорбим, когда видим гроб близкого нам человека; не теми слезами должны мы теперь плакать, не тою печалью печалиться. Каждый из нас умирает за себя, неся смертью наказание за свои грехи. Оттого так тяжело нам видеть смерть, видеть гроб. А Он, наш Божественный Страдалец и пострадал и умер не за Себя, а за нас; Своими страданиями Он, безгрешный, и наказание понес не за Свои грехи, а за грехи всего мира, всех людей. «Христос умре грех наших ради» (1 Кор. 15, 3). Он умер затем, чтобы нам жить, чтобы «попратъ», «испразднитъ» (1 Кор. 15, 26) Своею смертью смерть людей, чтобы за смертью для людей открылась жизнь вечная, блаженная. Этого не было бы, если бы не умер и не пострадал за нас наш Спаситель.
Конечно, не можем мы не скорбеть о страданиях и смерти Спасителя — «сердце не камень» — но не можем мы и не радоваться за то, что Он Своею смертью уничтожил власть ада и смерти, дьявола и греха. Он пострадал за нас, Он мучительною смертью умер для нашего спасения, — и вот какою же теплою, нежною благодарностью должны быть преисполнены наши сердца к Нему, нашему Спасителю! Как нам можно забыть, что каждый удар по ланитам, каждое терзание Его тела, каждый стон и вздох Его на кресте был за нас, за меня, за тебя, слушатель.
Итак, возлюбленные слушатели, пред нашим духовным взором гроб Христов. Пред нами Плащаница Божественного Страдальца за нас. Подойдите же теперь благоговейно к ней, подойдите к этому месту, «идеже лежа Господь», представьте мысленно язвы на Теле Господа, принятые за нас; вспомните Его мучения, вспомните Его скорбь за нас, — и воздайте с любовью в сердце, с теплой благодарной слезой к Нему свое целование, целование веры и любви. Аминь.
1926 г. Великая Пятница