ПРОПОВЕДИ ОТЦА ЕВГЕНИЯ. Слово в Неделю Всех Святых

1937г.

scrollNcrossКогда Господь говорил Своим ученикам об ожидающей их участи, Он прямо указал на то, что люди встретят их с враждою и неприязнью, что скорбь и гонения неизбежны для служителя Его. И апостол Павел подтверждает эти слова указанием на свою жизнь, — он говорит: «Злословят нас… гонят… хулят, мы — как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1 Кор. 4, 12-13). Вот в сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали, как святые мученики за веру Христа страдали: их побивали камнями, перепиливали, они терпели пытки, умирали от меча, скитались в горах и вертепах и в пропастях земных… Все это, как видите, свидетельствует о тяжелом положении христианина в мире, согласно слову Спасителя: «В мире скорбны будете» (Ин. 16, 33)

Откуда же это такая неприязнь к последователям Христовым? И эта неприязнь всегда была, есть и будет. Разве и ныне не встречает насмешки доброе, истинно христианское дело? Разве и ныне люди земного расчета, наживы, своекорыстия, зависти — не считают безумными тех, кто не ищет своего, кто готов поступиться своим ради любви к людям, ради заповеди Христовой? Разве такие люди не считаются и ныне негодными, сором, которые только и заслуживают попирания ногами, пренебрежения? Так откуда же это такая неприязнь?

Чтобы понять это, надо вспомнить, что в мире существует две силы: добро и зло; эти силы исходят, как видите, из двух разных источников, всегда враждующие и борющиеся между собой. Как огонь и вода, не мирятся они одна с другой. И эти силы, надо сказать, везде; и в нас самих мы чувствуем всегда борение и раздвоенность; все как-то вокруг нас двоится между добром и злом. Всегда зло казалось сильнее добра. А это почему? Да потому, что добро пользуется всегда только правдой, честными путями. Для зла же никакие средства и пути не заказаны: оно и клевету, и преступление употребит, — оно лестью и подкупом соблазнит, — оно и насилие, и издевательство всякого рода пустит в ход… Средств, видите ли, у зла много! Оттого и среди людей — слуг ко злу много и тем более, что злу с материальной стороны служить выгоднее, легче и приятнее: все делать только для себя, а других никаких забот не иметь…

Вот и льнут люди ко злу, а добро остается, как будто позабыто, в унижении. И пока мы живем в этом мире, так и будет: Спаситель предсказал, что зло будет сильно до конца этого мира, что на земле не сократятся беззакония и неправды, а умножатся: «За преумножение беззакония иссякнет любовь многих» (Мф. 24, 12).

Оттого людям добра и жилось всегда тяжелее, — оттого и апостол говорит, что их почитали за сор, за прах.

Если бы не было, слушатели, другой жизни, тяжело было бы христианину в таком положении бороться со злом.

Но Спаситель указал, что конец-то все-таки будет не победою зла, а победою добра, и что каждый человек, поработав-ши над устроением правды на земле, получит награду свою: «Блаженны гонимые за правду, ибо их — Царство Небесное; блаженны вы, когда вас будут поноситъ и гнать и всячески не справедливо злословитъ за Меня» (Мф. 5, 10—11). Как на работе у зоркого хозяина, тот, кто не внимает насмешкам ленивых и нетрудящихся товарищей, желающих обмануть хозяина, продолжает честно, по совести трудиться, утомляет себя и мучает, зная, что понимающий дело хозяин оценит его труды и по правде воздаст бездельникам, которые только даром проводили время, так и христианин, веря во Всеведущего Владыку мира, спокойно может переносить все насмешки, угрозы, соблазны и прочее зло людей, живущих не по правде. Тяжело все это переносить. Но надо помнить конец, когда сокрушено будет всякое зло. Кто живет по совести, по справедливости, чистая совесть того и ныне дает покой, тогда же она даст полное блаженство и счастье. Не забывайте нынешние слова апостола: «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1—2). Аминь.