Вы вошли в храм. Тут нужно, остановившись недалеко от дверей, трижды перекреститься с поклонами и молитвами:
- «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.)
- «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.)
- «Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.)
Если служба еще не началась, можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи. По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Не следует здороваться со знакомыми за руку, — поприветствуйте их молчаливым поклоном и не вступайте в длительные разговоры с обсуждением новостей. Войдя в храм, принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершить поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.
Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы случайно встали на «чье-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, — не нарушайте своего молитвенного настроения спором.
Если вы пришли в храм во время богослужения, не стоит, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча — жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва — «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
В храме не любопытствуйте, не рассматривайте молящихся, а постарайтесь вникнуть в богослужение, участвуя в общей молитве. Если вам непонятны слова молитв и песнопений, не унывайте и не смущайтесь, понимание придет со временем, а пока можно повторять про себя молитву Иисусову.
По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе. Если чувствуете, что не сможете общаться с нарушителем порядка без раздражения, лучше промолчите, а про себя помолитесь о вразумлении ближнего. Не полезно ведение разговоров во время службы.
Неправильно и не полезно передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время важных моментов богослужения:
- при выходе священника с кадилом,
- при чтении шестопсалмия,
- при выносе Евангелия и во время его чтения,
- при пении «Милость мира » до возгласа священника «В первых помяни»,
- при пении Символа веры и «Отче наш», при выносе Святой Чаши (Потира).
Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме. Даже дети каким-то чудом утихомириваются.
Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать. Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами и не обращайте внимания. Ведь дети бывают разные, с некоторыми управиться почти невозможно. В наше время во многих храмах снисходительно смотрят на детишек, которые постоянно крутятся под ногами: ведь Сам Господь запретил апостолам прогонять их от Себя.
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки. Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю. Во время каждого открытия Царских врат следует поклониться. Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимости — грех перед Богом. Особенно старайтесь не выходить из храма во время литургии, по крайней мере, до пения «Отче наш». По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь. Завершением литургии является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Важно помнить, среди присутствующих в храме далеко не все — постоянные прихожане, да и постоянные прихожане приходят в храм каждый со своими немощами, недостатками и проблемами. Не стоит слишком болезненно реагировать на какие-либо замечания. В таких случаях, чтобы не огорчаться, лучше вспомнить ситуации, когда мы сами были не слишком тактичны и справедливы в отношении людей.
Если вы приняли решение стать истинно православным христианином, посещать богослужения следует регулярно: каждый воскресный день (всенощную и литургию), все двунадесятые праздники и свои именины — это как минимум. В прежние века считалось, что христианин, без уважительной причины (тяжелой болезни) пропустивший три воскресенья подряд — отлучает себя от Церкви. То же — относительно тех, кто не причащался более года. Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.