История обретения сведений об отце Леониде (Гиляревском)

Фото от СольбыБез личной интерпретации невозможно рассказать в полной мере о том, как были собраны биографические данные о жизни отца Леонида (Гиляревского), чтобы суметь донести насколько это было устроено промыслом Господа. Потому прошу простить за то, что приходится упомянуть о событиях собственной жизни и о том, как воспринималась увиденное через личное переживание.

На будний день 2013 года приходилось 29 октября, когда в храме Святых Сорока Мучеников Севастийских Переславля-Залесского проводилась праздничная литургия в честь Священномученика Евгения (Елховского), который посвятил двенадцать лет служению в нашем приходе. Очень немноголюдной была эта служба, по окончании которой отец Иоанн обратился со словом проповеди и рассказал не только об отце Евгении, но и упомянул и об отце Леониде и о том, как однажды состоялось его знакомство с одним из его потомков. Очень светлым был тот осенний день, и очень благодатная была та служба.

Получив в 2014 году благословение от отца Иоанна на сбор информации для приходского сайта храма Святых Сорока Севастийских Мучеников, нужно было попытаться собрать информацию и об отце Леониде, поскольку именно после его казни был закрыт храм и в нем прекратилась молитва к Господу в страшном для России 1937 году. Кроме телефона правнука Владимира не было ничего известно.

Через Владимира получилось познакомиться в телефонном разговоре с Вадимом Карловичем – внуком отца Леонида, сыном его дочери Милицы. Вадим Карлович рассказал, что пытался сам добиться через запрос получения архивного дела из Ярославского ФСБ, но у него это не получилось сделать, хотя он сумел получить информацию о своем отце, который тоже был репрессирован и расстрелян в те годы. Не много фотографий семейного архива тех лет сохранились, но к тому времени умерли все двенадцать детей отца Леонида, которые могли бы на них узнать его среди духовенства. В советские годы в семье событие той годины обсуждалось скупо из-за пережитого ужаса перед расправами большевиков, из-за клейма «Враг народа».

Еще немного информации удалось подчерпнуть из редкой книги 2004 года издания по воспоминаниям отца Евгения (Елховского) и его сына протоиерея Владимира – о том, что после разорения и закрытия Сольбинской Свято-Никольской женской обители в 1918 году, где отец Леонид служил, он был переведен в Переславль-Залесский Священномучеником Дамианом (Воскресенским), епископом Переславским, и назначен в Храм Святых Сорока Мучеников Севастийских.

Так сложились личные обстоятельства в 2014 году, что по работе потребовался переезд в город Владимир, и потому решился с благословением отца Иоанна обратиться за помощью во Владимирскую Епархию, ведь именно к ней в те годы принадлежал Переславский уезд и большинство духовенства получило свое образование во Владимирской Духовной Семинарии – думалось, что должны были уцелеть архивные данные.

В настоящее время Переславское благочиние относится к Ярославской Митрополии, но несмотря на такое деление, увиденные во Владимирской Епархии сочувствие и помощь были воистину христианскими, подтверждающими неделимость и истинность Православной Церкви. Почти сразу сотрудницей отдела канонизации Мариной была предоставлена выписка из списков выпускников Владимирской Духовной Семинарии, где отец Леонид получил свое образование, и был составлен запрос в Ярославское ФСБ о получении архивной копии дела, на которое было дано благословение Владыки Евлогия. Спаси их, Господи!

Само посещение Владимирской Епархии было великим даром – ведь она находится на территории Монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, где в одноименном храме первоначально нашел свое упокоение Святой Благоверный Великий князь Александр Невский, родившийся и почитаемый в Переславле-Залесском. В этом храме посвящался в священство отец Евгений (Елховский), о чем он очень трогательно написал в своих воспоминаниях. Около этого храма, рядом с монастырской стеной установлен поклонный Крест, где были расстреляны в революционную годину невинные люди. Через это видно, как велик был надлом в людях тех лет, которые оружие для защиты Отечества обратили на свой народ непосредственно около святыни и памяти образца доблести русского воинства. Воистину – взявший меч в свои руки от него погибает, а претерпевший до конца восстает в царствии Божием.

Прошли месяцы ожидания и вот Дело № 5885 из семидесяти листов получено. В нем не оказалось, к сожалению, фотографии отца Леонида, но имеет смысл всем увидеть два документа, первый – это ордер на обыск и арест от 11 октября 1937, а второй —  выписка из протокола «Тройки НКВД» от 27 октября, постановившей без судебного слушания утвердить решение о расстреле человека.

Всего за шестнадцать дней была решена судьба шестидесятилетнего человека, вырастившего для своей Родины и воспитавшего больше десяти детей, благочинного отца, наставляющего помимо своей паствы и пастырей Православной Церкви в трудные для нее годы гонений.

В обвинительном заключении «Тройки» указано, что свою вину отец Леонид не признал. В самом же деле содержится несколько протоколов допроса, в которых раскрывается его роль как основного организатора, идеолога антисоветской подпольной организации – эта роль была очень удобна для следствия, ведь отец благочинный по долгу послушания имеет широкий круг общения как с пастырями, так и с архипастырями.

В деле можно увидеть много противоречий — часть из протоколов допросов не датированы, но изложены очень целостным слогом, в котором очевидно видна понятная для следствия НКВД цель, заключающаяся в максимальном охвате имен священнослужителей и верующих людей для запланированного уничтожения «чуждых элементов для советской власти». Во второй половине октября 1937 года этот план был реализован – пятнадцать представителей духовенства Переславля, в числе которых был отец Евгений (Елховский) были вывезены в город Александров, и после следствия за считанные дни расстреляны 29 октября 1937 года под Ярославлем.

О сущности методов следствия НКВД известно достоверно — это не имеющие предела жестокости способы получения признательных доказательств вины перед тем государством неверия, прямой подлог и подделка следственных документов тоже считались допустимыми средствами. В те годы это применялось к людям, как часть налаженной технологии подавления и переустройства общества, уничтожения духовной сущности и свободного мышления людей.

Это, кончено, было ошибкой накануне борьбы всей страны в Великой Отечественной войне 1941 года, когда каждый человек стал «ценностью и средством» в общем сражении за Родину. Но если государства человеческие считают нас, прежде всего, как способные к труду и обороне руки, то насколько тяжело Господу воспринимать такие наши человеческие устроения, насколько больно Тому, у которого каждое чадо настолько любимо, что и волосы на его голове сочтены?

Нужно понимать об этом терпении и снисхождении к нашим заблуждениям Господа, и потому не верно будет публиковать все дело отца Леонида целиком – ведь в нем есть свидетельства слабости прихожан, не устоявших перед угрозами пыток и смерти, давших на своего духовника обвинительные показания, несмотря на то, что они слушали его слово и делали шаги ко Спасению, принимая из его рук Дары Святого Причастия, и были вхожи к нему в дом. Здесь весь суд нужно отдать Господу и не погрешить против сказанного в Евангелии – отец Леонид благословил бы поступать именно так, и по всему увиденному есть в этом полная уверенность, потому что Православная Церковь учила и учит, что воспринимать досаждающих нам людей нужно, как средства нашего спасения от пагубных уз человеческого мира.

Есть еще наглядное доказательство, характеризующее твердость веры отца Леонида – Слава Богу, что сейчас в Переславле-Залесском вновь действуют многочисленные монастыри и храмы, которые трудятся по мере поданных им сил о Спасении душ человеческих во Христе. Итогом тех лет советских гонений на Церковь являлось то, что из всего неразрушенного и неоскверненного сегодняшнего наследия осталась действовать и не закрывалась только одна небольшая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Отец Леонид встретил революцию 1917 года, которая положила начало этому разрушению, в зрелом сорокалетнем возрасте. В крайние свои двадцать лет жизни он видел ежедневно, как разрушается и низводится к ничтожно малому все многовековые труды прежних поколений, и как одними людьми через насилие подменялась сущность других людей, но в выборе своего поприща отец Леонид не соблазнился, не смотря на все бесчинства тех лет в нападках на Церковь и священников.

Будем видеть именно это, будем помнить о шестидесяти страшных днях, проведенных отцом Леонидом в тюремном заключении в годы старости без надежды вернуться к своим близким и в заботе об их участи, о десятилетиях забвения в людской памяти, и молить Господа о Спасении наших душ.

Со Святыми упокой, Господи, душу отца Леонида и святыми его молитвами прости наши прегрешения

Евгений, раб Божий

Просим всех, кто обладает какой-либо информацией о жизни отца Леонида или о помощи, поданной через молитву к нему, обратится в храм Святых Сорока Севастийских Мучеников и дополнить это изложение

Спаси Господи