16 (29) октября совершается память Священномученика Евгения Елховского, митрофорного протоирея, посвятившего свою жизнь служению в храме Святых Сорока Севастийских Мучеников и Никольском монастыре Переславля-Залесского. В этот же день 1937 года судьбу отца Евгения разделил иеромонах Варсонофий, который был последним священниом храма Рождества Богородицы и Живоначальной Троицы села Твердилково Переславского района перед его закрытием большевиками. Эта история о Промысле Божием, устраивающем жизнь человека, вручившего себя Богу, и достойном несении креста заповедей Христовых до последнего смертного часа.
Иеромонах Варсонофий (Бессонов Константин Иванович) родился 11 (24) апреля 1893 года в городе Серпухове. Его отец – Иван Бессонов (1862 года рождения) работал кузнецом на текстильной фабрике, принадлежащей Николаю Николаевичу Коншину, которая располагалась в городе Серпухове (в 1882-1907 годах), а затем конторщиком (в 1908 – 1913 годах), и почил в 1913 году, а мать Наталия Ивановна Бессонова (1868 года рождения) не работала, была домохозяйкой, и ко времени первого ареста отца Варсонофия в 1928 году была еще жива. В семье еще были дети, которые также проживали в Серпухове вместе с родителями: сестра Елизавета Ивановна (1902 года рождения) работала на текстильной фабрике телефонисткой, и брат Иван Иванович (1904 года рождения) работал торговцем 1-ого разряда.
Отец Варсонофий окончил в Серпухове 6-классную городскую школу, до начала первой мировой войны работал мальчиком по торговле, затем – конторщиком на текстильной фабрике Коншина вместе с отцом. В 1914 году он был призван в армию, но по болезни был освобожден.
Жизнь отца Варсонофия с 1913 года была неотделимо связана с Православной церковью и служением в монастырях – в его анкетах арестованного НКВД указано, что он был послушником Троице-Сергиевской Лавры и послушником Вознесенской Давидовой пустыни, с 1926 года по 1928 год служил дьяконом в церкви Распятия Господня города Серпухова – в период 1925-1926 годов, до своего первого ареста он был рукоположен в иеродиакона. В период между первым и вторым арестом НКВД, когда отец Варснофий проживал в селе Ченцово Заокского района Тульской области, 4 октября 1931 года он был рукоположен в иеромонаха епископом Каширским Иннокентием (Клодецким). После истечения второго срока заключения в 1936-1937 годах служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково Переславского района Ярославской области.
Первый арест отца Варсонофия органами НКВД произошел 13 августа 1928 года – с этого дня началась череда из девяти лет непрерывных гонений за имя Христово. На следующий день, 14 августа состоялся первый допрос, во время которого его спрашивали об участии в антисоветской деятельности в рамках религиозной организации. К этому времени в заключении уже оказалось много священнослужителей и оставшиеся на свободе оказывали им посильную помощь. Советская власть жестко наказывала за эти действия – отца Варсонофия обвинили в том, что он помогал ссыльным священникам. Отец Варсонофий указал, что лишь однажды участвовал в оказании помощи ссыльному — епископу Алексию (Готовцеву).
Обвинение иеромонаха Варсонофия в значительной степени основывалось на том, что он во второй половине 1920-х годов много ездил по стране. Из допросов видно, что он бывал в Киеве, Полтаве, Курске, Воронеже, Муроме, Арзамасе, Сарове. Следователи считали, что его целью было создание антисоветских религиозных организаций: его обвиняли в том, что он на местах проводил опросы людей о «наличии церковных группировок». Отец Варсонофий не признал этого обвинения.
Следствие по делу иеромонаха Варсонофия было закончено за десять дней к 23 августа 1928 года. Обвинительное заключение гласило: «Бессонов К.И. систематически произносит в церкви антисоветские проповеди, распространяет антисоветские воззвания церковников, и оказывает материальную помощь ссыльным церковникам».
Вместе с другими священнослужителями («А.А. Кремышенским, М. Доброхотовым, С. Кушиным») отец Варсонофий был оставлен под стражей в Бутырской тюрьме. Им было предъявлено обвинение по ст.58/10 УК:
- Подданство Романовым, моление об убиенных Романовых
- Антисоветская агитация
- Оказание помощи ссыльным
- Распространение Соловецкой Декларации (Послание Соловецких Архиереев)
- Посылка связника в другие регионы России
Дело было передано Тройке Особого Совещания и 8 октября 1928 года было принято постановление: «А.А. Кремышенский, К.И. Бессонов – обоих заключить в концлагерь на 3 года» (заменено на ссылку в Соловецкий лагерь).
Отец Варсонофий отправился в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения («СЛОН»). О его жизни в лагере известно не много. Во-первых, известно, что ему оказывалась помощь – в 1932 году, во время следствия после второго его ареста, жительница города Серпухова рассказала, что верующие узнали от его родного брата Ивана адрес лагеря, в котором находился отец Варсонофий, и посылали ему посылки. Во-вторых, известно, что находясь в Соловецком лагере, отец Варсонофий познакомился с епископом Аркадием (Остальским).
Епископ Аркадий прибыл в Соловецкий лагерь также в 1928 году – игумен Дамаскин (Орловский) приводит материалы о нем: «В лагере епископа помещали то в барак, где большей частью были уголовники, то туда, где было заключено лишь духовенство, но и на преступников, и на служителей Христовых владыка оказывал благотворное влияние». В октябре 1930 года владыку перевели во 2-ю роту поселка Савватиево, где он получил место сторожа. Старший надзиратель писал о нем в это время: «Поведение хорошее, работу выполняет, так как находится в лагере … среди служителей культа имеет большое влияние, религиозного убеждения»
Священники Варсонофий (Бессонов), Василий (Ильин), Александр (Вознесенский) жили в одном бараке, к ним часто приходил на духовные беседы епископ Аркадий. Известен факт, что 30 января 1931 года отец Варсонофий спросил у епископа Аркадия: «Как вы благословите жить нас в дальнейшем?» и тот ответил: «Пока живите, терпите, осталось терпеть недолго».
24 февраля 1931 года к коменданту Соловецкого лагеря особого назначения поступило заявление — донос заключённого, бывшего начальника милиции. Доносчик, снедаемый завистью к «роскошному житью попов, постоянно получающих посылки с воли» и решивший выслужиться перед начальством, сообщал о ежевечерних «сборищах попов» в бараке после работы, якобы, для чаепитий. На самом деле, по его версии, чаепития — это «прикрытие нелегальных собраний антисоветской организации», на которых «группа заключённых священников: В.С. Ильина, К.И. Бессонова, А.В. Вознесенского, Ф.Ф. Побединского, возглавляемая епископом А.И. Остальским, проводили под видом религиозных бесед агитацию, направленную на дискредитацию Советской власти». Было заведено следственное дело, 13-14 августа 1931 года выездная сессия Коллегии ОГПУ осудила по делу 15 человек, дела остальных арестованных были прекращены за недоказанностью обвинения. Епископу Аркадию добавили ещё пять лет концлагеря, шести священникам — по два года, остальным — по 36 месяцев штрафного изолятора. Отец Варсонофий избежал наказания по этому делу.
Отец Варсонофий освободился из заключения в 1931 году и вновь был арестован в апреле 1932 года. Как он сам говорил на допросе во время второго ареста НКВД — он жил с 1 июня 1931 года некоторое время в Арзамасе, где должен был получить документы, но не дождался и самовольно уехал из Арзамаса и поселился с 15 октября 1931 года в Тульской области, в селе Ченцово Заокского района. Именно там он и был арестован в апреле 1932 года. Во время ареста отца Варсонофия был произведен обыск, в ходе которого у него нашли две рукописные и одну машинописную тетрадь.
В то время селения Заокского района входили в епархиальное управление епископа Каширского Иннокентия (Клодецкого), викария Московской епархии, который был в последствии расстрелян в заключении в 1938 году. В этот период между первой ссылкой и вторым арестом отец Варсонофий был рукоположен в иеромонахи – как он сам говорил, это было сделано 4 октября 1931 году епископом Иннокентием.
Во время первого допроса 7 мая 1932 года отец Варсонофий рассказал, что, проживая в Ченцово, часто ездил в соседнее село Байдики, где служил иеромонах Афанасий (Глухов), которого он хорошо знал, так как «мы были с ним в одном монастыре Давидова пустынь» и Афанасий бы «такой же ориентации, как и я» — говорил отец Варсонофий.
Во время второго допроса, который состоялся 8 мая 1932 года отец Варсонофий говорил следующее: «Не желая лицемерить и играть двойную роль – я старался идти прямой дорогой: совершенно открыто я хранил синодик, в котором записаны за упокой русские цари, в частности Николай II со всем его семейством как убиенные».
Как человек общительный отец Варсонофий не находился постоянно в своем селении, он часто приезжал в Москву — в ходе допроса он назвал фамилии и адреса своих московских знакомых, у которых он останавливался. Среди упоминаемых людей фигурирует и имя игуменьи Алексии – основательницы в 1904 году Спасо-Казанской женской общины.
Наконец, во время третьего допроса, который произошел 19 мая 1932 года иеромонах Варсонофий сказал следующее: «Признаю себя виновным в антисоветской агитации и в хранении контрреволюционных тетрадок, а также в самовольном оставлении места ссылки».
Следствие было закончено к июню 1932 года, постановление по делу иеромонаха Варсонофия – вместе с другими 24 подследственными был обвинен по ст.58/10 УК с наказанием: «заключить в трудовой лагерь сроком на три года, считая срок с 21.04.1933 года». Отец Варсонофий был отправлен в Карелию, на строительство Беломорканала, в город Медвежьегорск (станция Медвежья гора).
В начале 1936 года иеромонах Варсонофий освободился и поселился недалеко от Переславля-Залесского – вначале в селе Филимоново, а затем в соседнем селе Твердилково, где проживал в течение 1936-1937 годов, и служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной. Из дела НКВД не ясно, почему он выбрал это место жительства.
В настоящее время в селе Твердилково постоянно живет не значительное количество человек, однако до Великой отечественной войны, когда иеромонах Варсонофий проживал там, это было большое село — более 50 дворов.
Отец Варсонофий был арестован третий раз 20 июля 1937 года. Во время его ареста в квартире сельского дома, где он проживал, был произведен обыск – были найдены «церковные вещи (в количестве 12 шт.) и «церковно-монархические книги» (4 шт.), а также тетрадь духовных стихов и гимнов, и паспорт № 527291, выданный 23 июня 1937 года в Переславле».
1 августа 1937 года. отцу Варсонофию следственными органами были предъявлены следующие обвинения:
- «среди колхозников вел систематически антисоветскую агитацию»
- «вербовал в антисоветскую церковно-монархическую организацию»
- «распространял антисоветскую клевету на советскую власть»
Из материалов дела видно, что первый допрос отца Варсонофия состоялся лишь в октябре 1937 года, а до этого времени следователи проводили допросы многочисленных «свидетелей». В основном все свидетели обвинения – жители села Твердилково, в церкви которого служил отец Варсонофий, и жители соседних сел Елизарово и Филипповское.
«Свидетели» по делу утверждали, что отец Варсонофий вел «антисоветскую церковно-монархическую работу»:
- привлекал людей к «староцерковной монархической жизни», священников-обновленцев называл «еретиками». Цитировали отца Варсонофия – «тех, кого крестили обновленцы, надо вновь крестить» (таких людей он не допускал к причастию)
- Во время церковных служб поминал Священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого
- «Во время великих праздников отец Варсонофий не разрешал священникам-обновленцам служить в его церкви»
- «Иеромонах являлся ярым «антисоветским тихоновцем» — упорно и настойчиво поддерживал идею патриарха Тихона и работал среди священников обновленческого толка, чтобы они примкнули к «антисоветскому церковно-монархическому блоку»
- «Поп в Твердилково отец Варсонофий систематически проводил среди населения «антисоветскую агитацию» — призывал не соблюдать законы советской власти, феврале 1937 года после совершения религиозных обрядов обратился к верующим о необходимости проведения обряда венчания, так как считал советский брак – это гражданский брак и являлся с точки зрения иеромонаха «развратом», и ему удалось уговорить несколько пар повенчаться в церкви Твердилково»
- «Отец Варсонофий в своих службах поминал ссыльное духовенство»
- Председатель местного колхоза обвинял отца Варсонофия в том, что кроме антисоветской агитации» и «не соблюдения законов советской власти», он «во время разгара весеннего сева организовал население на ремонт церкви» — весенней пасхальной уборки храма
- Следственные органы проводили очные ставки между отцом Варсонофием и вышеуказанными «свидетелями». Описание данных встреч свидетельствует, что иеромонах Варсонофий уже понимал, что ему не удастся избежать осуждения и возможно – смерти. Во время очных ставок он вел себя чрезвычайно спокойно, уверенно и достойно.Во время очной ставки 20 августа 1937 года со священником, уклонившимся в обновленческий раскол, отец Варсонофий говорил, что он активно выступал против обновленцев: «восставал и буду восставать» против них. В деле есть два письма, которые он посылал этому священнику, о прекращении его действий в приходе Твердилково.
О. Варсонофий называл себя в одном из этих писем: «Православно Старо Канонический Иеромонах».
И далее он писал: «Я готов еще не только страдать или глядеть смерти в глаза, но желал бы, чтобы меня судьи на земле послали к Судии Небесному».
То есть отец Варсонофий был готов открыто отстаивать свои убеждения против обновленческого раскола, терзающего Церковь, и был готов к смерти во Христе.
Отец Варсонофий рассказал следствию, что он общался со многими духовными лицами, как в самом Переславле, так и в других селениях Переславского района: с иноком Николаем (Алякринским) проживающим в селе Лучинское, священником отцом Николаем (Загорским) из села Елизарово, с монашками Анной и Сенараидой живущим в селе Нестерово, с духовными чадами архимандрита Маврикия (Полетаева) – Матреной Мельниковой из села Внуково и Марией из села Веськово, с благочинным отцом Переславля-Залесского протоиереем Леонидом (Гиляревским), настоятелем храма Святых Сорока Севастийских Мучеников.
Отец Варсонофий не боялся общаться и теми, кого советская власть называла «контрреволюционное духовенство», например, он был в переписке с иеромонахом Серпуховского Высоцкого монастыря Серапионом (Кушиным), с которым он проходил по первому делу. Отец Серапион в этот период находился в ссылке в городе Тотьма Северного Края. В апреле 1937 года отец Варсонофий отправил ему в лагерь посылку, отец Серапион должен был вскоре освободиться и планировал приехать жить в Твердилково.
Во время допроса отец Варсонофий рассказал, что он совершил пострижение Анны Алексеевны Клишиной в монашество в июне 1936 года и в начале 1937 года совершил несколько венчаний молодых пар, которые находились в течение 3-5 лет в гражданском (советском) браке. Он утверждал, что «гражданские браки, организованные советской властью без венчания, являются незаконными и блудом». Отец Варсонофий также подтвердил, что во время служб просил всех молиться за высланных духовных лиц, в частности, за иеромонаха Серапиона (Кушина), архимандрита Маврикия. И наконец, он сказал, что ожидал ареста, но не «ввиду его антисоветской работы», а «ввиду идеального церковного служения».
Следствие по делу отца Варсонофия проводилось в Переславле и было закончено 9 октября 1937 года, обвинительное заключение — «в течение 1936-1937 годов вел антисоветскую агитацию, распространял антисоветскую литературу, поддерживал связи со ссыльными священниками и молился за них, …».
13 октября 1937 года было принято Постановление прокурора Переславского района – передать дело в Следственную Коллегию Облсуда. 27 октября 1937 года состоялось судебное заседание тройки НКВД Ярославской области, на котором был принят приговор – расстрел. 29 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение в Ярославле. Иеромонах Варсонофий был казнен вместе с другими репрессированными пресвитерами Переславля, место погребения неизвестно.
«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» — так сказано у пророка Исаии.
Отец Варсонофий был изгнан из закрытых большевиками монастырских обителей и за свое неотступное служение Господу почти десятилетие претерпел в заключениях и гонениях – он был вместе с достойными пастырями Церкви несправедливо поругаем окружающим его безбожным миром за имя Христово. То, что он пережил в селе Твердилково, можно назвать «Восхождением в Горний Иерусалим»: люди, о которых он принял пастырское попечение во спасение их, которые принимали из его рук Святые Дары Причастия, слушавшие от него слово Благовестия – эти люди в страхе предали его нечестивым судьям, осудившим его на смерть.
Но о всех этих людях и палачах, отравленных идеей социальной революции, нужно молиться без осуждения, с сожалением – они исполнили печальную для них роль, чтобы в горниле страстей человеческих получила очищение душа отца Варсонофия в его последовании Иисусу Христу – он понес бремя предательства многих людей, которые боялись за свою жизнь и судьбу своих родных в те непростые для всего российского народа годы, он не отверг своего Креста, который обязался нести, принимая монашеский обет, он открыто исповедал себя подсудным только Судии Небесному.
И молитва о прощении этих людей должна быть молитвой покаяния за слабости человеческие, которые каждый человек, как и отцы его, может в гордости повторить, если не будет укреплен Святым Духом Божием – по Евангельскому слову самопревозношением дополняется бремя сущих людей грехами своих предшественников (Евангелие от Матфея Глава 23, стихи 29-32).
И молитва эта должна быть молитвой благодарности, потому что через подвиг во Христе иеромонаха Варсонофия освятилась земля села Твердилково, на которой возродился храм, в котором он служил.
После ареста отца Варсонофия жители села разобрали иконы по домам и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт. В последующие годы местными властями в нем было устроено государственное зернохранилище, что спасло его от крайних форм атеистического кощунства и вандализма того времени в отношении православных церквей. Но со временем была разрушена кирпичная церковная ограда погоста и сняты металлические кованные ворота ограды и двери храма.
К 2012 году, когда по благословению настоятеля Никитского монастыря Переславля-Залесского архимандрита Димитрия (Храмцова) началось восстановление храма, кровля была частично разрушена до видимых просветов, окна и двери отсутствовали. Не смотря на аварийное состояние церкви, по Великим праздникам иеромонахи Никитского монастыря приезжали в село и служили молебны.
21 сентября 2013 года на престольный праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялась первая праздничная литургия в теплом приделе в честь Живоначальной Троицы. С этого момента началась новая летопись – положена основа возрождения молитвы к Господу на земле села Твердилково в храме Рождества Пресвятой Богородицы, собирается приходская община и общими трудами продолжается восстановление храма. Паству духовно окормляют иеромонахи Монастыря в честь Преподобного Чудотворца Никиты, продолжая дело отца Варсонофия и череды священников, служивших в селе несколько веков.
Отец Варсонофий в течении своей жизни аккуратно собирал в рукописной тетради христианские стихи, которые находили теплый отклик в его душе – на этих 48 страницах записаны также стихи его собственного сочинения, которое мы получили в наследие. Правильным будет закончить краткое изложение его жизни пророческими строками, которые отец Варсонофий написал в 1917 году, подвизаясь в Троице-Сергиевой Лавре.
К Тебе, о Боже, я взываю!
Ты не оставь нагим меня.
К тебе я руки простираю
И, как всегда, молю Тебя.
Ты научи меня, Владыко,
Как помолиться мне Тебе.
Ты видишь — облако велико
Закрыло мглою разум мне.
Ты разгони мглу искушений
И просвети мне путь к Тебе,
Ты падших мысли восприемли,
Пошли, Владыко, свет Твой мне.
Ты видишь — я изнемогаю,
Ты видишь, Боже, силы нет.
Куда идти уже не знаю,
Да просветит мне путь Твой свет!
И я узрю Тебя, Владыко,
Узрю, Создатель мой, Тебя,
Забуду странствие велико
И встрепенет душа моя.
Забуду горести, печали
И злострадания в пути,
Что все меня в пути встречали
И не давали мне идти.
Забуду скорби и невзгоды,
И все труды подъяты мной,
Которые терпел все годы,
Идя, Владыко, за Тобой.
Еще далеко, о Спаситель,
Еще далеко мне идти.
Я не прошел, мой Искупитель,
К тебе еще и полверсты.
Ты рек, что иго мое благо
И бремя легкое мое.
Я верю, Боже мой, и знаю,
Что слово истинно Твое.
Мне, Боже, с помощью Твоею
Все будет легко на пути.
Еще оставшейся стезею
Я возмогу, Господь, идти.
Хотя слезами орошаю,
Мой путь к Тебе, Создатель, мой,
Но верю, Боже мой, и знаю,
Что я иду благой стопой.
Со Святыми упокой, Господи, иеромонаха Варсонофия и святыми его молитвами прости наши прегрешения
В основу изложения положены материалы, опубликованные в рукописи «Вознесенская Давидова пустынь. 500 лет.» Москва, 2015, автор Бабич Ирина Леонидовна — Доктор исторических наук, Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, irina@babich1.net
Глубокая молитвенная благодарность Ирине Леонидовне за предоставленные материалы
Источники
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Р-3698. Оп.2. Д.12354.; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Ф.10035. Д. П – 51903; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ф.10035. Д. П – 76589
Благодарим за помощь в атрибутировании фотографии отца Варсонофия заведующую архивного хранилища Государственного архива Ярославской области Нину Алексеевну Дьячкову