Преподобная Мария Египетская, память которой почитается в Церкови особенным образом в переходящий день памяти на пятой неделе Великого поста и 14 апреля по новому стилю.
Мария Египетская для православных верующих олицетворяет собой пример великого покаяния за совершенные прегрешения и величину Божией милости ко всем истинно кающимся.
Тяжек грех блуда в своей разрушительности, он неминуемо ведет к погибели души человеческой, если не подаст ей Господь покаяния по ходатайству пресвятой Богородицы, как это произошло со святой Марией.
Все возможно Богу исправить, когда душа человеческая обращается к Нему, когда просит своего возвращения в здравомыслие и оставления грехов прошлой жизни. Особенно ощутимо это в святые дни Великого поста, с таким примером о жизни Марии Египетской, которая поминается и в покаянном каноне святого Андрея Критского. С таким призывом Святой Матери-Церкви люди верующие получают возможность взглянуть на свою жизнь иначе, получают возможность проявить милосердие к своей собственной бессмертной душе и стяжать в себе сострадание без осуждения к тем, кто совершил в своей жизни какой-либо недостойный поступок.
С этим чувством и с таким рассуждением нам становится легче честно принимать величину падения человечества в первородном грехе и познавать величие милосердия Божия к нам грешным, когда Господь жертвой своей искупил нас, стал Спасителем для всех поколений людей.
Оценивающий только внешней человеческой логикой Церковь Божию, во главе c Иисусом Христом, невинно осужденным за других к позорнейшей и жестокой казни, видит для себя много соблазнов, преткновений, гнева и страха (1 Кор., 125 зач., I, 18 — II, 2), и такое разделение будет продолжаться у людей до окончания веков (Лк. гл.15, ст.49-53). Господь мудрым попечением положил человеку церковному понести труды духовного рассуждения, чтобы ему самому как бы дополнить Божий замысел о судьбах народов и людей, изложенный в Священном Писании, в Священном Предании, в истории человечества. Сделать это человеку нужно с милосердным суждением и определить своим внутренним личным отношением и чувством то неизвестное и недосказанное, что познается человеком через путь его собственной жизни. В этом каждый пребывает всегда наедине с Богом: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. Гл.6, ст.45).
Кто совершенно не наблюдает через обращение к Слову Божию своей жизни и не прикладывает ее к урокам Господа, обрекает сам себя на ошибку однобокого суждения, трудно ему будет понять в полной мере замысел Божий о покаянии в исповеди человеком своего греха, прощения его Богом, и увидеть в этом высоту, которая в Церкви по справедливости нарекается Святостью. Потому от такого непонимания, от человеческих соблазнов Церковь всегда и неизбежно будет гонима, но всегда должна стремиться оставаться убежищем для честности и милосердия, платя за это самую высокую цену в последовании Иисусу Христу (Ин. гл 15, 18-22).
В этом нет надуманности и искусственности, это не потеряет своей актуальности в дни современности и для будущих поколений, этому есть подтверждение примером священномученика Никиты, епископа Орехово-Зуевского, который служил в приходе храма в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников Переславля-Залесского. Служение это продолжалось с 1907 по 1909 год, когда владыка еще не принял монашество и был приходским священником. Отец Феодор Делекторский был переведен в наш приход на место священномученика Евгения Елховского из Никольского монастыря и сопряжено это было со многими скорбями и смущением сердец человеческих.
Так об этом в своих воспоминаниях написал отец Евгений:
…Скоро пошли упорные слухи, что в недалеком будущем будет свободно место священника в Никольском женском монастыре. Там игумения Антония была очень недовольна старшим священником отцом Феодором за его особую близость к монастырю, которая чернила его и сам монастырь. Сначала было предложено ему мирным путем оставить монастырь, минуя скандала. Но эта мера не подействовала, так как отец Феодор ни за что не хотел расстаться с монастырем. Говорили тут много, быть может, и лишнего, — им была тогда подкуплена вся консистория, так как задержка в смещении его была продолжительная. Но и в это время он все же был неисправим в своем поведении. Сама игумения тогда не раз ездила во Владимир к епископу, прося последнего удалить поскорее неисправимого, который конфузит весь монастырь; но боясь греха, письменного заявления о причинах недовольства священником она не подавала; подобное заявление повело бы к формальному следствию обследования всех прошлых дел отца Феодора, что могло бы еще больше унизить монастырь. Между тем, игумении я и раньше был люб, и ей хотелось меня взять из Рыбаков. Она еще раньше той грязной истории жизни отца Феодора была знакома со мной. Я нередко у ней в храме вместо ослабевавшего временами отца Никанора Фортунатова, который исправлял у ней должность старшего священника, пока не был назначен последний. И вот она не упускала из виду меня ни при каких торжествах монастырских; например, в числе других приглашенных я был у ней на освящении придельного храма во имя Сретения Господня. Словом, я был для нее всегда желательным священником. Епархией в это время правил архиепископ Николай. И вот она, наученная другими, как надо напористо обращаться с этим владыкой, чтобы не было дальнейшей проволочки, поехала последний раз во Владимир, повезла и от меня мое заявление, что в случае удаления отца Феодора я согласен и желаю с своей стороны поступить в монастырь. На этот раз она уже возвратилась оттуда с полным успехом, привезла мне и указ Духовной консистории, что я, по желанию игумении и старших монахинь монастыря, перемещаюсь в Никольский женский монастырь. Одновременно получил и отец Феодор указ о перемещении для пользы службы в рыбацкие храмы, то есть на мой приход. Таким образом, чтобы скрыть скандальную историю безнравственной жизни отца Феодора, о которой знал в то время весь город, он был переведен на мое место без его ведома и согласия. Остаться же недовольным таким решением владыки было, конечно, для отца Феодора небезопасно: он мог лишиться при открытии тайны его жизни и самого священства. Вот, например, какой был факт его жизни: жил он с некоей девицей… и вот, когда ей пришло время разрешиться, он, чтобы скрыть концы в воду и не испортить репутации и жизни той несчастной, сумел за своего родного брата засватать и сам повенчал его, а на другой день у нее появился на свет и тот плод любви несчастной. Это все случилось еще тогда, когда он жил со своей законной женой… Со временем он с ней развелся, а сам, спустя лет шестнадцать после той бурной жизни, постригся в монахи, а теперь стал епископом с именем Никиты.
Но, как бы то ни было, с переводом в Рыбаки на мое место он мог смотреть на меня недоброжелательно, хотя я даже словом одним пред ним не был грешен: я никакого поощрения к изгнанию его из монастыря никому не давал. Правда, при сношениях с ним и я не слыхал от него грубого слова, всегда с виду был почтителен он, но на деле же не видать было его расположения ко мне. Пришлось, например, мне с ним прежде всего снестись по поводу разведенного им и мной при домах сада. Я ему предложил, когда пришел к нему на дом, осмотреть тот и другой, и в котором найдем больше количественного и полезного плода, за тот и доплачивать, по условию, деньгами. Но таковое мое предложение не встретило сочувствия: он предпочел все из своего сада выкопать, и выкопанное продать или посадить в другом месте (у него есть материнский собственный дом). Тогда и я уже с своей стороны сказал ему, что все должен выкопать в своем саду и перевезти сюда. Во всяком случае в этом был большой ущерб обоим. Многие пересаженные мною яблони с первого же лета погибли.
Особенно не нравилось мое место в Рыбаках матери отца Феодора, как это было видно по ее нервному возбуждению, когда она приходила, еще до переезда отца Феодора, ко мне в Рыбаки смотреть дом. Она говорила, будто я был виновен в изгнании из монастыря ее сына, и она мне тогда же сказала в расстройстве, что это не пройдет для меня даром, а если и минует меня, то отразится на детях. (Эти слова были знаменательны для меня в дальнейшей моей жизни; запомните их!)…
Горьки эти слова и тяжела правда, когда «тайное становится явным и сокровенное известным» (Евангелие от Луки Гл.8 ст.17). Нужно представить, что чувствовали в те годы прихожане нашего храма в честь Святых Сорока Севастийских Мучеников, когда после двенадцати лет созидательного служения отца Евгения, который был всем по душе, его заменил отец Феодор, дурная молва о котором с осуждением шла тогда по всему Переславлю. Кто бы тогда по человеческому рассуждению мог помыслить какого человека они видят перед собою, что путь к Святости уготовил ему Господь? Думается, что никто, включая самого отца Феодора, от которого тогда ушла супруга, не выдержав всего произошедшего в их семье. Господь же не оставлял раба своего посреди той скорби и душа отца Феодора этому откликнулась.
Прочтите в житии, составленном игуменом Дамаскином (Орловским), о том, как будущий епископ Никита поступил далее после лишения всех должностей и распада его семьи, как Господь распорядился его судьбой, и как епископ Никита принял то, что ему выпало пережить в революционные годы гонений на Православную Церковь
22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента.
В 1915 году отец Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.
С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор (Делекторский) по приглашению Священномученика Андроника (Никольского), епископа Пермского и Кунгурского был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище.
В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял Священномученик архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.
В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен Священномучеником Дамианом, епископом Переславским настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.
7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая 1924 года в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита. 12 мая 1924 года архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарском епархии.
По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданском воины. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден.
В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Святейшему Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе (Димитровграде) владыка был освобожден.
В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву, и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.
В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся.
Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу Никите, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с… жизнью, полной обмана, предательства и пошлости… Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.
13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.
«- Вы имеете определенное место жительства и место службы? — спросил следователь.
— Определенного места жительства и места службы я не имею, — ответил епископ.
— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.»
Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря — это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.
17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года на шестьдесят первом году жизни, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Тридцать лет земной жизни епископа Никиты положил Господь для пути от великого падения к Святости через шаг к изучению богословия, принятию в 1924 году обетов монашества, восхождению на архиерейскую кафедру, за что в то советское время можно было ожидать только гонений, несправедливого суда, тюрьмы и лютой казни. К этому году уже семь лет совершалось разорение Матери-Церкви — многие достойные пастыри приняли крест мучеников, многие в страхе отпали, потому справедливо, что в наши дни по благословению Святейшего Патриарха Кирилла епископ Никита включен в собор Новомучеников Александровской епархии, почитается епископ Никита также в Орехово-Зуево и в Нижнетагильской епархии — всей этой чередой событий мы получаем достоверное свидетельство истинности милосердного попечения промыла Божия о рабе Своем.
Преподобная Мария Египетская, уже получив дары Святаго Духа, почитала правильным и справедливым считать себя страшной грешницей, недостойной спасения, и в этом неотступном сокрушении сердца стяжала пример для всех христиан и воплотила Евангельские строки, которые читаются в Церкви на воскресной литургии в день ее памяти (Ев. от Луки Гл.7, ст.36-50). Также и Священномученик Никита за годы своего земного покаяния и смирения удостоверил этот путь, и стал ходатаем за всех нас.
В этом Евангельском чтении говорится о том, что фарисеи, видевшие от Иисуса Христа прощение грехов падшей женщине, задались вопросом в самих себе, ответ на который не оставил их в недоумении, потому что Господь незамедлительно изрек им слова о спасительной силе веры во Всесильного Бога, дарующей мир душе человеческой.
Положим это на сердце свое, не позволим себе торопиться с осуждением ближнего, будем искать и радоваться исполнению воли Божией о спасении всякого человека, совершая молитву Священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому в трудные моменты нашего жизненного пути и особо почитая его память 19 ноября каждого года, в день его казни за имя Христово. Делать будем это, зная то, что наш храм в честь Святых Сорока Мучеников Севастийских есть место, приводящее к истинному покаянию, и возвращения к жизни в мире с Богом, и спасения во Христе. Господь помог епископу Никите в 1909 году сделать верный шаг к исправлению поприща, не оставит и нас без Своей милости и дара покаяния, если мы сами не прекратим упования на Него.
Слава Богу за все
Отче священномучениче Никито, ты во благочестии добре подвизался еси и, яко странен и пришелец на земли пожив, постом и молитвою украсился еси, темже и Господь тя прослави и мученический венец дарова. Моли Человеколюбца Бога в вере истинней нам утвердитися и спастися душам нашим.
Молитва Священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому
О, преславный священномучениче, святителю отче наш Никито, града Орехова-Зуева первый епископе! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и, яко пастырь добрый, душу свою за овцы полагая, любве и милосердия преисполнен был еси и, сам в нищете пребывая, многим благотворил еси.
Услыши нас, грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих, и помози нам веру Православную до конца жития нашего соблюсти, любовь нелицемерную к Богу имети, заповеди Господни неленностно исполняти, чистоту и целомудрие хранити, обидящих прощати и ближних преискренне любити.
О, угодниче Божий! Ты во дни земнаго жития многими испытании искушен быв, можеши ныне и искушаемым помощник быти. Сего ради просим тя: воззови ко Творцу всяческих, да дарует малодушным – укрепление, заблудшим – исправление, согрешившим – дух сокрушения, бедствующим – благовременную помощь, и всем нам – ревность ко исправлению греховнаго жития нашего.
О, мучениче добропобедный! Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, иго Христово со упованием во благодушии и терпении понести, да сподобимся унаследовати Небесныя обители, идеже ты со ангелы и всеми святыми ныне водворяешися, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Акафист Священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому
Кондак 1
Избранный от архиерейского служения на подвиг мученичества за Христа, молитвою и благочестием прославился еси, исповедничеством и юродством преукрасился еси, священномучениче Никито, архипастырю Орехово-Зуевский, но яко имеяй дерзновение ко Владыце всех Богу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Содетель в годину лютых гонений, обышедших Церковь нашу, яви тя, священномучениче отче наш Никито, веры православныя непорочного блюстителя, заповедей Христовых усердного исполнителя, пастыря доброго и богомудрого, многими добродетельми и подвигами украшенного и венцем мученическим увенчанным. Сего ради, величающе тя, святителю Никито, зовем ти сице: Радуйся, Христа ради пострадавый на земли. Радуйся, с Ним пребывающий на небеси. Радуйся, Православныя Церкви украшение. Радуйся, монашествующих похвало и утверждение. Радуйся, мирян в благочестивом житии укрепление. Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих. Радуйся, заступниче скорый тя призывающих. Радуйся, чтущих тя пред Богом поминающий. Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий. Радуйся, скорби наша в радость претворяющий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 2
Видя Христос сердца твоего благое изволение и рачение, яко от юности твоея немолчно прославлял еси имя Его чтением псалмов и песней духовных во святем храме Господнем во граде Покрове, в скинии Небесней вчини тя, отче наш Никито, в лике мученик совершенных, идеже ты купно с ними возносиши Ему ангельское пение: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом свыше просвещаем, угодниче Христов, житие добродетельное возлюбил еси; богобоязненному родителю твоему внимая, во страсе Божии и благочестии возрастал еси; к молитве и чтению книг священных навыкл еси, и во трудах твоих образ будущаго добродетельнаго жития явил еси. Мы же, дивящеся таковому от юности твоея усердию, вопием ти сице: Радуйся, добраго корене отрасле благородная. Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная. Радуйся, чадо молитвы родителей благочестивых. Радуйся, надеждо и утешение сердец их боголюбивых. Радуйся, Божественное Писание возлюбивый. Радуйся, наставлениям родителя твоего внимавый. Радуйся, молитве наученный и в ней преуспевый. Радуйся, книжную премудрость с детских лет уразумевый. Радуйся, от юности служити Христу возжелавый. Радуйся, нелицемерную по Бозе ревность показавый.Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 3
Силою Вышняго осеняем, в вере, надежде, любви и разуме возрастал еси, угодниче Христов, ко учениям человеческим, святоотеческих и пророческих писаний разумение приложил еси; после же и саном священным почтен был еси во славном граде Переславле; служение пастырское со тщанием и мудростию в Свято-Никольской обители проходил еси и многия чада духовныя возрастил еси, с ними Богу воспевая: Аллилуиа.
Икос 3
Имея желание твердое постигати высшую премудрость Божию, усердно подвизался еси во святей обители преподобного аввы Сергия, в ней же по прошествии времени, пребыв учеником, во учителя обратился еси, просвещая младые умы светом истинной веры Христовой. Сего ради зовем ти сице: Радуйся, ревность ученическую подобно древним апостолам явивый. Радуйся, благословение Господне на труды ученическия получивый. Радуйся, красото и похвало града славнаго Переславля. Радуйся, дерзновение к дальнейшему просвещению имевый. Радуйся, с Божиею помощию трудности учения подъявый. Радуйся, достойно за труды богословския похвалою увенчанный. Радуйся, подвиг учительства на себя приемый. Радуйся, терпением, кротостию и разумением учеником своим тайны Премудрости Божия открывавый. Радуйся, пастырю истинный, душу за овцы своя положити готовый. Радуйся, грядущему святительству всего себе достойне приуготовивый.Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 4
Бурею страстей греховных обуреваемые, народы российские от веры отеческия отхождаху и заповеди Христовы разоряху. Ты же, святе Никито, наставлял еси паству твою суемудрых и злых обычаев века сего удалятися и выну на Спасителя нашего уповати; Его же благодатию укрепляем, доброчестно святительства и мученичества путь прошедши, востекл еси во обители Отца Небеснаго, вопиюще:Аллилуиа.
Икос 4
Слыша и видя премногую добродетель твою, отче наш Никито, собор архипастырей российстих благослови тя и торжественно во епископа святыя Церкви Православныя посвяти. Ты же, яко послушник трудолюбивый, святительское служение смиренномудренно совершал еси. И ныне, во обителех небесных пребывая, наставник неусыпный буди и нам, взывающим ти сице: Радуйся, духовных совершенств высото. Радуйся, смирения христианского глубино. Радуйся, епископство, яко великий дар Божий, восприявый. Радуйся, обильно в хиротонии благословение небесное стяжавый. Радуйся, апостолов и святителей достойный приемниче. Радуйся, страже Церкви Святыя неустрашимый. Радуйся, делателю винограда Христова неутомимый. Радуйся, овцы заблудшия ко Спасителю призывавый. Радуйся, людем, во тьме сидящим, истину Господню возвестивый. Радуйся, сим от гибели вечныя их сохранивый.Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 5
Боготечною звездою пришел еси в мир, священномучениче отче наш Никито, блистающи многотрудными подвигами твоими, добродетелию и кончиною мученическою. Тем же, сияеши на Небесех славою вечною в лице праведных и с ними выну воспеваеши Христу Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 5
Видим тя, святителю Никито, очами веры, у Престола Божия предстоящаго и за нас грешных молящегося; твоим бо заступлением в скорбех утешение, в недузех исцеление, в бедах скорое вспоможение обретая, величаем возвеличившего тя Царя Славы Христа. Тебе же, теплому предстателю нашему, от любве сердечныя вопием: Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши. Радуйся, яко, в селениях небесных почивая, нас не оставляеши. Радуйся, яко милосердие Божие о гресех наших умоляеши. Радуйся, теплотою Божественныя любве души наша согревающий. Радуйся, в скорбех и болезнех терпению Христову нас научающий. Радуйся, смирением души верныя обогащающий. Радуйся, недуги телесныя и язвы духовныя исцеляющий. Радуйся, недужных в изнеможении укрепление. Радуйся, младых в благочестии и целомудрии утверждение. Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 6
Проповедник немолчный и Евангельских истин вещатель явился еси во святительском служении твоем, всеславне отче Никито, наставляя ближних твоих в добродетелех христианских: смирении, кротости, воздержании и чистоте. Мы же, угодниче Божий, ныне молим тя: представительством твоим небесным испроси и нам сии боголюбезныя добродетели, да не поработимся страстем греховным, но благочестно воспоем Спасителю нашему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси звездою на небосклоне церковнем, егда архиерейское служение твое со страхом Божиим и мудростию совершал еси, в проповедях твоих раскол обновленческий обличая, к покаянию во гресех и исправлению жития своего паству твою призывая; сего же ради, от богоотступников нечествивых заточение темничное, изгнание и иныя злострадания притерпел еси. Мы же, вся сия ныне поминая, таковыя похвалы приносим ти: Радуйся, душепагубных расколов ревностный искоренителю. Радуйся, заблудших неустанный вразумителю. Радуйся, сердец смятенных умирителю. Радуйся, от озлобления на нас враждующих хранителю. Радуйся, святаго патриарха Тихона смиренный сослужителю. Радуйся, истинного Православия незыблемое основание. Радуйся, крепкое падающих возведение. Радуйся, стоящих право утверждение. Радуйся, яко многия скорби и труды подъял еси. Радуйся, яко вся ради Возлюбившаго тя протерпел еси. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 7
Хотяй человеколюбец Господь утвердити Православие в земли Московстей, по промышлению Своему направи тя во град Орехово-Зуево, где ты, первым архипастырем на престоле епископстем возсел еси; сугубым добродетельным житием, молитвами и благочестием, а послежде и иными подвигами многими просиял еси во граде сем, яко звезда многосветлая, наставляя всех верных воспевати Господу нашему: Аллилуиа.
Икос 7
Новою и велиею радостию сердца благочестивых людий града Орехово-Зуево исполнишася, егда оные узреша тя, святителю, перваго архиепастыря граду сему. Ты же, добре внимая пастве своей, в ней же Дух Святый постави тя епископом, пасл еси усердно Церковь Божию, кротостию, смиренномудрием и пастырскими добродетельми украшенный. Сего ради, ублажающе тя, отче наш Никито, зовем ти сице: Радуйся, труды многими велию благодать стяжавший. Радуйся, во тьме мира сего благодатию Божиею сияющий. Радуйся, светом Евангельских заповедей нас просвещающий. Радуйся, Бога любити и волю Его творити нас наставляющий. Радуйся, молитвами твоими души наша укрепляющий. Радуйся, на милость Божию уповати нас подвизающий. Радуйся, путь из тьмы греховныя к невечернему свету нам освещающий. Радуйся, плоды Духа Святаго стяжати нам помагающий. Радуйся, от греховных навыков сердца наша свобождающий. Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняющий. Радуйся, иконы Ея благоговейно почитати нас научающий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 8
Странно бысть людем маловерным видети, яко словеса апостола Павла «Ибо когда мир своею мудростию не познал есть Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» в сердце своем восприял еси, святе Никито, и тяжкий подвиг юродства, Христа ради, подъял еси, Подвигоположнику же Богу во благодарении воспевая: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси Божий, святителю Никито, егда древним блаженным отцам уподобился еси во юродстве твоем, и Андрею Цареградскому подражая, странником бездомным протекл еси путь жития твоего во граде Орехово-Зуево. Сего ради, смиренно просим тя, отче наш Никито, приими наша воздыхания сия: Радуйся, по глаголу апостольскому в ризу юродства облекийся. Радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывый. Радуйся, чуждый миру, сущих в нем не чуждаяйся. Радуйся, от почестей земных всецело отвративыйся. Радуйся, за ненавидящих тя с любовию моливыйся. Радуйся, обидящих тя, яко благодетелей, почитавый. Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испивый. Радуйся, от сетей вражиих верныя избавляяй. Радуйся, окаменелыя сердца наша оживляяй. Радуйся, в вере и благочестии нас утверждаяй. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 9
Всего себе подвигнув Богови, яко раб благий и верный, послужил еси Ему, священномучениче Никито, паче иных для спасения своего потрудивыйся, темже и внити сподобился еси в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне, со ангелы поя: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети славу, от Господа уготованную святым Его, еяже наследником сподобился еси быти, священномучениче отче наш Никито! Сея славы сопричастницами и нас быти сподоби, святыми твоими молитвами, да воспоем ти радостно: Радуйся, со всеми святыми Престолу Божию предстоящий. Радуйся, с воинством мученическим Творцу хвалу возносящий. Радуйся, с лики ангельскими хвалу Богу воспевающий. Радуйся, бремя житейское носити нам помогающий. Радуйся, друг друга тяготы носити нас научающий. Радуйся, кротких и благих нравов благоискусный насадителю. Радуйся, нечестивых и душетленных обычаев неуклонный искоренителю. Радуйся, сердец мятущихся блаженный успокоителю. Радуйся, почитающих тя верный хранителю. Радуйся, всех людей скорбящих благостный утешителю. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 10
Спастися хотяй от различных напастей и бед мира сего, тя, всеблагий отче Никито, теплаго предстателя и молитвенника к Богу призываем: не тщетну сотвори надежду нашу на заступление твое, не остави нас милосердием твоим; буди нам защитник необоримый от враг видимых и невидимых; избави нас ходатайством твоим от лютых бед и искушений, и сподоби с тобою вечно воспевати Господу: Аллилуиа.
Икос 10
Царя Небеснаго возлюбив от всея души твоея и всею мыслию твоею, принесл еси Ему, священномучениче Никито, посреди многоразличных приношений веры и усердных подвигов себе самого в жертву живу, святу и богоугодну. Сего ради, мы, ублажающе тя, с любовию зовем ти сице: Радуйся, богоугодно на земли поживый. Радуйся, молитися за недруги учивый. Радуйся, и сам мучители твоя простивый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, в терпении, твердейший адаманте, невредимый. Радуйся, любовию Божественною страх смертный победивый. Радуйся, ризы твоя в крови Агнчей убеливый. Радуйся, российских мучеников удобрение. Радуйся, архиереев православных похваление. Радуйся, лукавым силам устрашение. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче наш Никито, и со дерзновением молим тя: вознеси ко Господу о спасении душ наших твои святые молитвы. Да сподобимся вечно в радости блаженной Христу воспевати: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательный светильник явился еси нам, священномучениче отче наш Никито, разгоняяй нощь нечестия и освещаяй путь во тьме грехов и заблуждений ходящих. Ныне же, умоляти не переставай Христа Спаса и Владыку нашего, да не даст нам уклонитися от стези, ко спасению ведущей, и сподобит чистым сердцем приносити ти похвалы сия: Радуйся, страстотерпче долготерпеливый и незлобивый. Радуйся, венец нетленный от Господа приявый. Радуйся, благодать молитвы о нас стяжавый. Радуйся, древних мучеников достойный сонаследниче. Радуйся, к сонму новомучеников сопричтенный. Радуйся, сердца наша огнем Божественныя ревности воспламеняющий. Радуйся, от теплохладия и маловерия нас исцеляющий. Радуйся, в вере и верности Богу нас утверждающий. Радуйся, о нашем спасении Святую Троицу умоляющий. Радуйся, милость и утешение всем верным являющий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 12
Благодать и велие дерзновение твое пред Богом ведуще, тебе, святителю отче наш Никито, просим: молися о нас ко Господу, да избавит нас от всяких бед и утвердит во всяком благочестии и чистоте, да тихое и безмолвное житие поживем, и воспоем тобою нам благодеющему Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Воспевая премудрость и милосердие Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего нам тебя, отче наш Никито, заступника великого, ходатая изрядного, молитвенника теплого, во всяком благом деле скорого помощника, восхваляем тя, преславный Христов священномучениче, к тебе по Бозе прибегаем и взываем ти сице: Радуйся, бедным отраду и вспоможение дарующий. Радуйся, богатых к милосердию и благотворению подвизающий. Радуйся, от пристрастия к земным богатствам нас отвращающий. Радуйся, богатства нетленныя искати нас побуждающий. Радуйся, от сетей вражиих верныя избавляющий. Радуйся, светом надежды нас озаряющий. Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий. Радуйся, века сего суемудрия отвергати нас научающий. Радуйся, ходити в заповедях Божиих наставляющий. Радуйся, за вся благодарити Господа подвизающий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.
Кондак 13
О, священномучениче отче Никито, заступниче наш теплый, и молитвенниче непрестанный. Прими от нас милостиво малое сие моление и сохрани нас от врагов видимых и невидимых, от всякия скорби, напрасныя смерти и будущия муки; да сподобимся с тобою и со всеми новомучениками и исповедниками Российскими воспевати Господу и Спасителю нашему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.
Спаси Господи, монахиню Павлу (Соколову-Ковальчук), которая особо указала нам на эту страницу в жизни нашего прихода, за все ее понесенные труды по сохранению духовного наследия семьи Священномученика Евгения (Елховского)