Наставление о том, что знаменует этот Великий праздник написал для нас в 1934-1935 годах Священномученик Евгений Переславский – будем внимать этой мудрости и достойно шествовать к Празднику Светлого Христова Воскресения.
«Сегодня воспоминается торжественная встреча Христа Спасителя всем городом с царским почетом, завтра — начало Страстной седмицы, дней безмерного, неповторимого страдания. Сегодня народные клики — Осанна Сыну Давидову, а завтра же — отвержение этого народа в образе бесплодной смоковницы. Эта скорбь слышна уже и ныне: когда приблизились к городу, Христос Спаситель, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…
Скорбит не народ, слушатели: он с одинаковым старанием постилает одежды свои по пути Господу, с таким же старанием и будет требовать Его распятия. Ныне он взывает «осанна», а пройдет несколько дней, он будет кричать: «Возьми, возьми Его, распни!» Скорбит Сам Господь, пришедший спасти народ Свой, послужить ему. Скорбит Господь, что не уразумели люди правды Его, не приняли Его, а ленивым, злобным проискам фарисеев и первосвященников уступили, поверили больше, чем призыву Господню.
Вот почему нерадостен этот праздник. Правда, было время, в детские годы нас радовали эти вербочки, которые вчера держали на вечернем Богослужении, но теперь, в зрелые годы, эти же вербочки внушают нам какую-то смутную тревогу, они — предчувствие завтрашнего дня, начало скорбей.
«Да молчит всякая плоть человека» — вот то настроение, которое должно охватывать в дни Страстной недели душу христианина! «И ничто же земное внегда помышляет», то есть оставим все наши заботы, все наши обычные молитвы ради Христа, чтобы сопутствовать Ему в последние, самые скорбные, дни Его жизни. Умилительное Богослужение напоминает нам все подробности, совершившиеся в эти дни. С каждым днем все глубже и глубже будет проникать скорбь в наше сердце, неслыханная в мире скорбь о Господе, отверженном Своим же народом. И с каждым днем трогательнее становится служение в храме. Великое несчастье не иметь возможности в эти дни быть в храме. Таким я бы посоветовал хоть самим по Евангелию вспомнить Страсти и сопутствовать Господу.
В эти дни, как никогда, столкнулись злоба и добро. Страдания Господа — страдания Высочайшего Добра, и мы не можем безучастно относиться к ним. Вот почему наши воспоминания о страстных днях жизни Господа нас самих заставляют состраданием, сочувствием Господу воспитывать в себе любовь к добру. Кого не трогает воспоминание этой недели? Кто не чувствует особой любви к Господу в эти дни? Но вместе с этим, кто из нас не тревожится и мыслью о том, как мы далеки от Господа, как слабы и бессильны идти по пути Господню.
Но да не смущается сердце Ваше в этой тревоге: в этой скорби о Господе для нас самих, дорогие слушатели, заключается источник радостной, святой настроенности! Сострадание и сорадование Господу ведет нас к очищению души, к тому, чтобы мы вошли в ближайшее общение с Ним. Смотрите: ведь когда страдает в нашем доме близкий для нас человек, тогда отходят в сторону все заботы, веселье, пустые занятия кажутся недопустимыми. Вот так же должно быть наше настроение и в эти дни. Пусть и в трудовой нашей жизни, вне храма, чувствуется нами, что мы со Христом, что Его страдания нам не безразличны, что мы считаемся с Ним и что душа не забывает о Нем.
Итак, отдадим же эту неделю Христу, страдавшему за нас. Пойдем за Ним по Его пути на страшную Голгофу, чтобы войти в общение с Ним и через это в большей радости встретить и день Его славного Воскресения. Аминь.»