Архив автора: krs80dm

Память протоиерея Леонида Гиляревского

10 декабря просим помолиться о упокоении протоиерея Леонида Гиляревского, который девятнадцать лет служил настоятелем храма Святых Сорока Севастийских мучеников Переславля-Залесского. 


Фото от СольбыПротоиерей Леонид (Гиляревский Леонид Иванович) родился 27 августа 1877 года в городе Шуя Ивановской области в семье учителя, который затем служил псаломщиком в храме. Окончил Владимирскую Духовную семинарию в 1898 году по первому разряду. Супруга отца Леонида – Надежда Григорьевна 1877 года рождения, в девичестве Карпинская. В семье отца Леонида родилось двенадцать детей.


После служения в Ковровском и Муромском уезде с 12 марта 1904 года до 1918 года служил в Николо-Сольбинском женском монастыре вплоть до его закрытия большевиками – до середины 1917 года был единственным священнослужителем этой Святой обители.


С 1918 года по благословению Священномученика Дамиана (Воскресенского), епископа Переславского началось девятнадцатилетнее служение в храме Святых Сорока Мучеников Севастийских Рыбацкой Слободы Переславля-Залесского. В 1922 году отец Леонид противодействовал вместе с прихожанами изъятию церковных ценностей большевиками. В эти годы служения был возведен в сан протоиерея, нес послушание благочинного отца Переславля-Залесского.


В 1930 году в феврале был впервые арестован НКВД, повторно арестован с октября по декабрь 1930 года по статьям 58-10 УК РФ. Не боялся принимать и общаться со  священникам, возвращавшимися из мест заключений по политическим статьям — в годы правления епархией епископа Хрисогона (Ивановского) в 1936 году в Переславском благочинии был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково иеромонах Варсонофий (Бессонов).


11 октября 1937 года отец Леонид в шестидесятилетнем возрасте был арестован органами НКВД, содержался в Ярославле. Следствию было удобно, что в круг его общения по послушанию благочинного отца входили многие из  священников и архиереев — протоколы допросов отца Леонида массово фабриковались.


27 октября на основании материалов дела № 5885, как «организатор антисоветской группировки контрреволюционного духовенства», отец Леонид был приговорен к расстрелу – вины своей не признал, осужден по свидетельским показаниям. Приговор был приведен в исполнение 10 декабря 1937 года. Место погребения неизвестно.


После ареста и казни отца Леонида в 1937 году храм Святых Сорока Мучеников Севастийских Переславля-Залесского был разграблен и осквернен. Богослужения были возобновлены в 1995 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея.


Со святыми упокой, Господи, душу протоиерея Леонида и святыми его молитвами прости наши прегрешения


Благовест 8 декабря 2019 года

Климент Папа РимскийВыдержки из воскресных Евангельских чтений 8 декабря 2019 годаОтдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномученика Климента, папы Римского.


Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк., 71 зач., XVI, 9-20.


Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 39 зач., VIII, 41-56.


В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. Лк., 71 зач., XIII, 10-17.


Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых. Евр., 320 зач., IX, 1-7.


Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!  А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.


Божественнаго винограда священноодеянна всем лоза явися, каплющи сладость премудрости, молитвами твоими, всечестне, да тебе исткану, яко багряницу, песнь мысленную принесем, Клименте святе, спаси рабы твоя.


Утр. — Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. — Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Благовест 4 декабря 2019 года

Введение во храм Пресвятой Богородицы.Выдержки из Евангельских чтений 4 декабря 2019 годаВведение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.


Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Евр., 320 зач., IX, 1-7.


Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.


Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.


Утр. — Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. — Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Благовест 1 декабря 2019 года

Мч. Платон АнкирскийВыдержки воскресных из Евангельских чтений 1 декабря 2019 года. Мученика Платона.


Войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Мк., 70 зач., XVI, 1-8.


 Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Еф., 221 зач., II, 14-22.


Сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк., 66 зач., XII, 16-21.


Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.


Утр. — Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. — Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 66 зач., XII, 16-21.

Благовест 24 ноября 2019 года

Великомученик МинаВыдержки из воскресных Евангельских чтений 24 ноября 2019 года. Великомученика Мины. Преподобного Феодора Студита, исповедника.


Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20.


Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Еф., 220 зач., II, 4-10.


Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Лк., 53 зач., X, 25-37.


Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Еф., 233 зач., VI, 10-17.


 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30.


Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Евр., 335 зач., XIII, 17-21.


Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12.


Яко Безплотным собеседника и страстотерпцем единовсельника, сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя, мира мирови испроси и душам нашим велия милости.


Утр. — Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20. Лит. — Еф., 220 зач., II, 4-10. Лк., 53 зач., X, 25-37. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12 .

Благовест 17 ноября 2019 года

Прп. Иоанникий ВеликийВыдержки из воскресных Евангельских чтений 17 ноября 2019 года. Преподобного Иоанникия Великого.


Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Ин., 67 зач., XXI, 15-25.


Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Гал., 215 зач., VI, 11-18.


Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Лк., 39 зач., VIII, 41-56.


Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.


Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12.


Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанникие, отче наш: моли Христа Бога спастися душам нашим.


Утр. — Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. — Гал., 215 зач., VI, 11-18. Лк., 39 зач., VIII, 41-56. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12.

Благовест 10 ноября 2019 года

Святитель Димитрий, митрополит РостовскийВыдержки из воскресных Евангельских чтений 10 ноября 2019 года. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского.


Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Ин., 66 зач., XXI, 1-14.


Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал., 203 зач., II, 16-20.


Встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. Лк., 38 зач., VIII, 26-39.


Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Евр., 318 зач., VII, 26 — VIII, 2.


Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Ин., 36 зач., X, 9-16.


Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу и спасет правоверием души наша.


Утр. — Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. — Гал., 203 зач., II, 16-20. Лк., 38 зач., VIII, 26-39. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 — VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16 .

Благовест 3 ноября 2019 года

Иларион ВеликийВыдержки из воскресных Евангельских чтений 3 ноября 2019 года. Преподобного Илариона Великого.


Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин., 65 зач., XX, 19-31.


Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,  преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам. Гал., 200 зач., I, 11-19.


Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк., 83 зач., XVI, 19-31.


Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.


Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Лк., 24 зач., VI, 17-23.


Яко иноков утверждение, наставник же граждан пустынных, и чудотворец благодатию Великому Антонию подобяся, помощник в страстех бедствующим неотступен, Иларионе отче наш, моли за чтущия святую память твою.


Утр. — Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. — Гал., 200 зач., I, 11-19. Лк., 83 зач., XVI, 19-31. Прп.: 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11. Лк., 24 зач., VI, 17-23.

Память священномученика Евгения Елховского

29 октября (16 октября) совершается память священномученика Евгения Елховского


fEugIconОтец Евгений (Елховский Евгений Андреевич) большую часть своего пастырского поприща посвятил службе в храме Святых Сорока Мучеников Севастийских, в Свято-Никольском монастыре города Переславля-Залесского, в храме митрополита Петра (комплекс Кафедрального собора Переславской епархии). По своей жизни он прошел верным путем и тем удостоился святости, поданной Господом, через прославление Православной Церковью.


Продолжается юбилейный год 150-летия со дня рождения священномученика Евгения Елховского в селе Пустоша Судогодского уезда Владимирской губернии. С благословением Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского  29 октября 2019 года в трех приходах Переславля-Залесского, в которых служил священномученик Евгений Переславский, пройдут праздничные службы.



Многие из посещающих храмы Переславля молятся перед иконами Священномученика Евгения, который совершил подвиг, твердо исповедуя Христа в годы гонений на Церковь, претерпел несправедливый суд, и был казнен в тридцать седьмом году двадцатого века. отец ЕвгенийОб этих временах отец Евгений оставил обширное наследие, очень близкое и доступное нашему пониманию – им написаны воспоминания о своей жизни, начиная со своего рождения и заканчивая годами послереволюционных гонений на веру в России.


Эту рукопись можно читать и изучать как исторический документ, как описание быта людей минувшего века, но самое важное в ней – это путь духовного становления верного во Христе человека, который не оставлял упования на Господа, начиная с детства в небогатой многодетной семье псаломщика.


На приходском сайте храма Святых Сорока Мучеников Севастийских Переславля-Залесского представлены избранные главы из воспоминаний отца Евгения, которые являются житием, написанным самим новомучеником.


Евгений Андреевич Елховский. 1935 год

Отец Евгений, 1935 год

Прочитав эту книгу целиком, можно увидеть промысел Божий, ведущий к созиданию спасения душ человеческих от родителей к детям – как каждому подается по вере его и благо прилагается к благу. Даже описание последних дней отца Евгения, его мыли, настрой, поведение при аресте и допросах сохранились в воспоминаниях его первенца — митрофорного протоиерея Владимира Елховского.


18 октября 1937 года – третий арест отца Евгения, 27 октября 1937 года он приговорен к расстрелу, 29 октября 1937 года – мученическая кончина в возрасте шестидесяти восьми лет с погребением в братской безвестной могиле.


22 мая 1989 года отец Евгений реабилитирован, в августе 2000 года канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в числе Новомучеников и Исповедников Российских.


Священномучениче Евгений, моли Бога о нас


В день памяти священномученика Евгения молимся о упокоении иеромонаха Варсонофия (Бессонова)


Житие Варсонофия-01

Иеромонах Варсонофий (Бессонов)

Иеромонах Варсонофий — уроженец города Серпухов, был насельником Троице-Сергиевой Лавры и Вознесенской Давидовой пустыни в советские годы стал «политическим рецидивистом»: после двух судимостей и сроков заключения в Соловецком лагере и на строительстве Беломорканала прибыл в 1936 году в Переславль-Залесский и был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково, где начал вести активную просветительскую деятельность.


Арестован НКВД летом 1937 года, был «твердым орешком» для следствия: в свидетели обвинения записаны представители всех фамилий села Твердилково, проводились очные ставки. Понеся такое бремя предательства, приговорен к расстрелу, казнен вместе со Священномучеником Евгением Елховским в Ярославской тюрьме 29 октября 1937 года.

 


Отец Варсонофий оставил обширное наследие в виде рукописного сборника духовных стихов поэтов 19-20 веков, несколько произведений из которого написал сам.


27 октября 2019 года в преддверии дня казни иеромонаха Варсонофия состоялась служба в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково. Последование воскресной литургии было дополнено почитанием священномученика Евгения Переславского.


Со святыми упокой, Господи, душу иеромонаха Варсонофия и святыми его молитвами прости наши прегрешения

Благовест 27 октября 2019 года

Седьмой Вселенский СоборВыдержки из воскресных Евангельских чтений 27 октября 2019 года. Память святых отцев VII Вселенского собора.


Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Ин., 64 зач., XX, 11-18.


Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. 2 Кор., 194 зач., XI, 31 — XII, 9.


Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Лк., 35 зач., VIII, 5-15.


Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Евр., 334 зач., XIII, 7-16.


Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Ин., 56 зач., XVII, 1-13.


Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.


Утр. — Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. — 2 Кор., 194 зач., XI, 31 — XII, 9. Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Свв. отцов: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 56 зач., XVII, 1-13.