С наступающим новым годом

отец ЕвгенийСлово на новый год священника Введенского и Сорокасвятского храма Переславля-Залесского митрофорного протоиерея Евгения (Елховского) – священномученика Евгения Переславского. Слово к пастве, записанное собственноручно в 1904 году.

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7-8)

Эти слова высказал о себе святой апостол Павел своему ученику Тимофею, молодому епископу Едесскому, когда находился в Риме в узах. Он более двух лет содержался под стражей и предчувствовал, что эта проволочка времени не поможет его оправданию. Он знал, что его осудят и принесут в жертву за святое дело его, за Христа, за его учение. Вот находясь на рубеже между жизнью и смертью апостол считает нужным высказать своему любимому ученику взгляд на свою прошлую жизнь, и на то, что он мог ожидать за свою деятельность. Он прямо высказывает здесь свои заслуги, и как необходимым следствием этих его земных заслуг полагает справедливое воздаяние от Праведного Судии в тот страшный день, когда каждый человек явится со своей совестью на последний окончательный суд, чтобы получить воздаяние за свою жизнь. Святой апостол Павел в ожидании скорой смерти проверил себя, беспристрастно оценил свою жизнь, и поэтому мог сказать, что его ждет венец правды.

Вот теперь мы на рубеже двух лет. Прошел один год, канул в вечность и наступает новый. Иные из нас только еще вступают в жизнь, иным уже много раз приходилось встречать новый год, встречать с самыми разнообразными надеждами, с самыми прихотливыми пожеланиями, какие только могут явится у человека на разных ступенях общественного положения и материального благосостояния. А еще может быть, конечно, наступающий новый год будут считать последним в своей земной жизни. Для одного прошедший год был годом несчастий, испытаний, неудач в семейной или общественной жизни – такой человек, конечно, радостно встречает новый год и льстит себя надеждой, что он будет для него более благоприятным, чем минувший год. Для другого прошедший год был годом благополучия, счастья, удачи во всех предприятиях. Такой человек только приятно может вспоминать его и льстить себя той же надеждой, и что и новый год принесет ему только радости, только утехи. Да и не может быть иначе!

В самом деле, что может быть естественнее того, когда человек, настрадавшись под тяжелым гнетом, нуждой бедностью, семейными неурядицами, надеется на более сносное существование, на некоторое облегчение своих душевных и телесных скорбей и болезней?!

Равным образом, неужели неестественно желание человека, пользовавшегося достатком и спокойствием, желание провести наступающий год в том же положении?! Да! Словом, самые разнообразные мысли должны занимать голову, самые разнообразные желания должны гнездиться у каждого человека, который сознательно может оглянуться и добросовестно взвесить свою жизнь и потом захочет наметить для себя план, по которому и поведет свою дальнейшую жизнь.

Трудно к каждому прийти на помощь, трудно помочь теперь каждому человеку разобраться в его мыслях, потому что разнообразию человеческих мыслей и желаний нет границ. Каждый думает по-своему, каждый по-своему располагает свою жизнь, каждый по-своему достигает намеченных целей, каждый по-своему считает то или иное отношение к семье и окружающим людям. Поэтому в настоящем случае полезнее всего будет наметить нам самим общие требования от истинного христианина, чтобы при всем разнообразии своих желаний, каждый мог иметь под руками твердые правила для своей жизни, которые бы служили ему путеводной звездой, приводящей его к тихому пристанищу всех житейских плаваний.

В словах апостола Павла мы можем найти эти твердые правила для жизни всякого христианина, на какой бы ступени человеческих учреждений он не был, в каком бы положении к обществу не стоял. Апостол Павел, проживши свою многотрудную жизнь, жизнь исполненную разных тревог, душевных волнений, неудач и обид, всегда необходимых спутников в деле проповеди языческим народам – теперь, смело глядя в глаза приближающейся смерти за святое дело благовестия, говорит, что он среди этих несчастий и неудач не потерялся, а вышел победителем, сохранил ту веру, которая заставила его, не жалея жизни, бороться со всевозможными врагами, стоящими на его дороге. Он теперь с сознанием исполненного долга говорит, что жизнь свою провел так, что ему готовится венец правды, которым увенчает его Всеправедный Судия в день всеобщего воздаяния. Святой апостол прибавляет, что этого венца будут удостоены и все возлюбившие явление Его, то есть Христова пришествия на землю, Его служение и учение – кто, следовательно, в жизни возлюбил Христа и страдал за Него, уверовавший в Его от чистого сердца – тот, очевидно, и будет в общении со Христом.

Вот значит, какое основное правило христианского поведения: соблюдение истинно веры с неразрывными спутниками – добрыми делами. Кто бы не был человек, на каком бы уровне образования не стоял, какую бы ступень в общественной лестнице не занимал – всякий должен твердо держаться этого правила.

Всякий из нас несомненно знает, глубоко убежден, что здесь на земле мы временные жители, что может быть, мы теперь тоже стоим на рубеже нашей временной и вечной жизни. Следовательно, мы должны в каждый день для здешней жизни основательно приготовиться к вечной жизни, которая будет после того страшного дня, когда подведутся итоги всей нашей деятельности. Наша здешняя жизнь, наше поведение должны решить нашу участь. Мы должны благодарить Бога, что Он дает нам возможность еще раз приветствовать начало нового года, который дается нам для подготовки к вечной жизни. Мы должны дорожить временем и употреблять его с пользой, чтобы не пропустить благоприятного времени для своего исправления. Теперь все дело, следовательно за нами.

Мы должны употребить этот год с пользой, чтобы заслужить себе тот венец, который обещан всем возлюбившим явление Христа, должны свою жизнь вести так, чтобы она доставила нам этот венец, как справедливую, заслуженную нами награду. В этой нашей временной жизни награда дается тому, кто выполнил все условия и все необходимые требования. Следовательно: кто в продолжении своей временной жизни не потеряется, не поддастся вредному и развратному веселию, не будет малодушествовать во время постигающих несчастий, а с твердой верой на милосердие и благость Божию будет ждать от Бога помощи. Кто при всех несчастьях другого не будет злорадствовать, а постарается дать от себя посильную помощь или научить как выйти из беды, кто во время несчастий не даст волю своим слабостям, не ударится в бесшабашный разгул с целью заглушить внутреннее терзание. Кто ради выгод не будет торговать своей совестью, не променяет своих честных убеждений, а выскажет правдивое слово в защиту бедного, угнетенного, неправедно осужденного брата. Кто не побоится открыто признать свою веру пред целым миром, не постыдится исполнить ее требований – тот твердо может быть уверен, что он увенчается тем нетленным венцом, который Справедливый Судия, Господь Бог возложит на каждого, достойно прошедшего свое жизненное поприще, добросовестно окончившего свое течение.

В этом вся цель нашей жизни, для достижения этой цели мы должны стараться, чтобы наша жизнь имела тот смысл, который не уничтожается и за гробом. Но едва ли, к сожалению, кто из нас может сказать, положа руку на сердце, что он все эти требования исполнил честно, без ропота, без осуждения своего брата. Едва ли всякий может сказать, что он не малодушествовал, не роптал на Провидение, не опускал беспомощно руки перед бедой, и что он ничем не запятнал свою совесть. А если так, то наступающий новый год даст ему возможность пересмотреть и исправить свою жизнь, проверить свою совесть, а потом даст время и доставит случай проявить себя на деле и загладить свои прежние ошибки, чтобы со справедливым сознанием исполненного долга, можно было на рубеже этой временной и будущей вечной жизни сказать, что добросовестно окончил течение жизни и ждать себе заслуженного венца.

Итак, если мы вступаем в новый год с искренней решимостью исправить себя, тогда мы искренно должны благодарить Бога, давшего нам возможность исправления и должны просить Его благословить наступающее новолетие. Аминь

Слава Богу за все – с наступающим новым годом, всем желаем спасения во Христе

Посмотреть слово проповеди, написанное рукой священномученика Евгения …1

Просим простить святого Евгения за то, что при переводе его слов на современный язык могли что-то понять неточно, и немного позволили себе  редактировать ради сохранения общего смысла его слов.

Молитвенная благодарность Бубенцовой Стэлле Альфредовне, Владимиру Юрьевичу Бубенцову за сохраненные и предоставленные материалы наследия семьи Елховских.